Ефесcкий Собор сделал опровержение ереси Нестория, который отвергал по сути догмат о Боговоплощении, называя Богородицу “Христородицей”


Ефесский Собор

Кратко о Нестории

Ефесский СоборРодился Несторий в сирийком городе Кесария Германикийская на реке Евфрате. В 428 году, как человек с выдающимся ораторским талантом, он был избран императором Феодосием II (408-450 гг.) в константинопольские патриархи.

В начальные годы своего служения Несторий, был инициатором жестоких гонений на различных сектантов.
Их заключали в тюрьмы, подвергали изгнанию, отнятию имущества, закрывали и разрушали их молитвенные дома.
До этого к сектантам относились терпимо.

Из Константинополя это преследование всяких ересей и расколов распространилось и по другим частям империи, приводя местами к кровавым столкновениям. Но ревностный гонитель ересей неожиданно для своей паствы сам оказался еретиком. Ефесский Собор в дальнейшем опровергал еретическое учение Нестория.

Ересь, которую осудил Ефесский Собор

Патриарх не придумал новую ересь а поддержал существующую ересь, которую распространяли ранее другие учителя.
Ересь подхватил он, когда его лучший друг, авторитетный для него и уважаемый пресвитер произнёс ересь в проповеди.

Историк Сократ описывает это следующим образом: “При Нестории был пресвитер Анастасий, приехавший вместе с ним из Антиохии; он весьма уважал его и в делах пользовался его советами. Однажды, уча в церкви, этот Анастасий сказал: “Никто не должен называть Марию Богородицею, ибо Мария была человек, а от человека Богу родиться невозможно”. Ефесский Собор это сильно осудил.

Несторий проповедует ересь, которую отверг Ефесcкий Собор

После этого в Церкви началась смута, но патриарх стал заступаться за своего друга, а в дальнейшем сам часто в проповедях стал говорить тоже самое. В дальнейшем был созван Ефесский Собор по поводу этой ереси, вот что он говорил по поводу Богородице.

Ересь О Богородице

“Пресвятую Деву Марию не следует называть Богородицей, так как Она родила не Бога, а только человека, с которым помимо Нее соединилось Слово Божие, предвечно рожденное от Отца; человек Иисус, рожденный от Марии, был только обителью Божества и орудием нашего спасения; этот человек, чрез наитие Святого Духа, стал Христом,

т. е. помазанником, и Слово Божие пребывало с ним в особом нравственном или относительном соединении”, точнее “в соприкосновении” только, а не в соединении по естеству, как учит Православная Церковь. Это противоречеие отметил Ефесский Собор

О Христе

Обращаясь к разъяснению страданий и смерти Богочеловека, — как страдал Христос Спаситель и как Он умер, — Несторий пояснял: “Можно сказать — умер Сын Божий в несобственном смысле, ибо только человек Иисус умер и восстал; страдания Богочеловека возможны были только потому, что во Христе Божество было в разделении с человечеством”.

Что касается евангельских и апостольских изречений, где о Христе говорится “то в смысле уничижительном, то в смысле неизреченного превосходства”, он, утверждая раздельность естеств во Христе, учил, что “одни из этих изречений нужно относить ко Христу как исключительно к человеку, другие — как исключительно к Богу”.

Кратко о лжеучении

Такое заявление патриарха про Богородицу вызвало смущение в Церкви, тогда Несторий предложил назвать Богородицу “Христородицей” а не “человекородицей”. Но Церковь это отвергло потому что шло искажение догмата о Боговоплощнии.
Итак, Несторий учил, что Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, с Которым, потом, Бог соединился нравственно, обитал в Нем, как в храме, подобно тому, как прежде обитал в Моисее и других пророках. Потому и Самого Господа Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву называл христородицею, а не Богородицею.

Третий Вселенский, Ефесский собор

В 431 году был созван третий Вселенский Собор в Ефесе, отсюда и пошло название Ефесский Собор. Собран Ефесский Собор при императоре Феодосии 2-м Младшем, там было осуждено это еретическое учение.

Ефесский Собор постановил:

признавать соединение в Иисусе Христе, со времени воплощения, двух естеств: Божеского и человеческого; и определил: исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресвятую Деву Марию, – Богородицею.

Ефесский Собор также утвердил Никео – цареградский Символ Веры и строго воспретил делать в нем какие бы то ни было изменения и дополнения.


Группа вконтакте вконтакте