Псалтирь. Кафизма 7 — вы сможете посмотреть видео с субтитрами, чтение на церковнославянском языке, текст русским шрифтом и прочесть толкование.


Видео с субтитрами на церковнославянском, шрифт церковнославянский.



Видео с субтитрами на церковнославянском, шрифт русский.





Псалтирь. Кафизма 7. Святоотеческое толкование.


Псалтирь. Кафизма 7, видео с субтитрамиСодержание:


Псалом 46
Псалом 47
Псалом 48
Псалом 49
Псалом 50
Псалом 51
Псалом 52
Псалом 53
Псалом 54


Псалтирь. Кафизма 7. Псалом 46


1 В конец, о сынех Кореовых, псалом 46.

Псалом пророчествует о непобедимой силе евангельской проповеди: воспевается от лица апостолов, которые увещевают язычников торжествовать (и как бы скакать) после их победы над духовными врагами. Просвещенным светом Христовой веры повелевается разумно петь молитвенные песни Подателю победы (Афанасий, Феодорит, Златоуст).

2 Вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования.

Рукоплескания, клики, шумные возгласы… Мирной душе это не свойственно. Здесь же рукоплескания означают не телесное движение рук, но внутреннее веселие духа, высшую степень радости и победы (Златоуст).

3 Яко Господь Вышний страшен, Царь велий по всей земли.
4 Покори люди нам, и языки под ноги нашя.
5 Избра нам достояние Свое, доброту Иаковлю, юже возлюби.

Христос назван великим Царем в сравнении со смертными царями мира. Перемена во вселенной не апостолами произведена, но Тем, Кто руководил и управлял душами их. Всех противившихся апостолы рассеивали как прах и разгоняли как дым не оружием и богатством, но простым словом – призыванием имени Распятого. Слова под ноги означают великую покорность, а доброта – глубокую веру и прекрасные добродетели уверовавших (Златоуст).

6 Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне.

Давид предсказывает вознесение Господне. В воскликновении – херувимов, которые непрестанным гласом воспевают Богу Трисвятую песнь. Во гласе трубне – архангельском, предвозвещавшем Его восхождение на небеса (Златоуст).

7 Пойте Богу нашему, пойте, пойте Цареви нашему, пойте:
8 Яко Царь всея земли Бог, пойте разумно.

Троекратным повторением пойте Пророк с великим усердием призывает к прославлению Бога не только устами, но и делами, и жизнью. Петь разумно – значит понимать то, что поем или слушаем в Церкви со вниманием и благоговением. Чтобы разумно приносить пение Богу нашему, потребна, кроме того, воздержная и, вообще, исправная жизнь.
В особенности необходимо петь разумно – молитву, приступать к которой необходимо с великим благоговением, ибо как говорит Премудрый: прежде даже не помолишися, уготови себе (Сир. 18, 23), т. е отложи всякие житейские попечения и отсеки все суетные помышления… Молиться подобает со вниманием и разумением произносимых слов, с чистой совестью. Это относится не к поющим только, но и к слушающим пение (Златоуст, Василий В., Димитрий, Амвросий Оптинский).

9 Воцарися Бог над языки: Бог седит на Престоле святем Своем.

Пророк за 1000 лет до пришествия Богочеловека на землю сказал: воцарися Бог над языки, употребив прошедшее время вместо будущего; подобно ему и мы воскликнем: «Да приидет Царствие Твое, Господи!» – т.е. пусть приидут на нас милости Твои (Златоуст).

10 Князи людстии собрашася с Богом Авраамлим: яко Божии державнии земли зело вознесошася.

Пророк показывает силу Евангельской проповеди, как она победила и покорила не только простых и незначительных людей, но и царей, и правителей, и князей, так как они все собрашася со Христом, сделавшись частью и наследием Христовым. Державнии – апостолы и все верующие зело вознесошася, то есть стали выше всех земных предметов и не уловлялись ни мирскими удовольствиями, ни болезнями и скорбями (Златоуст).

Псалтирь. Кафизма 7. Псалом 47


1 Псалом, песни сынов Кореовых, вторыя субботы, 47

Давид пророчески изображает в этом псалме возвращение иудеев из плена Вавилонского. В благодарность за это избавление иудеи воспевают эти песни. Отцы вообще разумеют здесь победу Церкви Христовой над врагами. Вторыя субботы – день воскресный, в который надлежало петь этот псалом сыновом Кореовым (Златоуст, Иероним).

2 Велий Господь и хвален зело, во граде Бога нашего, в горе святей Его.

Велий Господь, а насколько велик, Пророк не объясняет, так как этого никто не знает. И хвален зело, т.е. величию Его нет предела. Под градом Божиим подразумевает Иерусалим, как посвященный Богу, а под горою святою – гору Сион. Многие отцы усматривают под горою и градом святую Церковь Божию (Златоуст, Афанасий).

3 Благокоренным радованием всея земли: горы Сионския, ребра северова, град Царя Великаго.
4 Бог в тяжестех его знаемь есть, егда заступает и.

Благокоренным радованием – т.е. утехою всея земли является Иерусалим, как источник благочестия и Богопознания. Ребра – силы северова, т.е. северная сторона Сиона, где проживали язычники, теперь стала божественным градом. Ибо демонская сила подразумевалась под именем севера. В высшем смысле под градом Великого Царя разумеется и всякое христианское селение. Тяжесть града – Церковь Христова, в Которой обитает Христос. Тяжести христиан – добродетели, так как только в добродетельных душах познается Бог, егда Он их заступает, и спасает, и от тесноты избавляет (Златоуст, Афанасий, Григорий Нисский, Феодорит, Иоанн Кронштадтский).

5 Яко се царие земстии собрашася, снидошася вкупе.
6 Тии видевше тако, удивишася, смятошася, подвигошася:
7 Трепет прият я: тамо болезни яко раждающия.
8 Духом бурным сокрушиши корабли Фарсийския.

Давид предсказывает будущие восстания на Церковь и обращение врагов к богопознанию, брань видимую и невидимую, и помощь Божию святым. Фарсисы переводятся как ефиопляне (под которыми разумей злых духов) (Афанасий, Феодорит, Ипполит).

9 Якоже слышахом, тако и видехом во граде Господа сил, во граде Бога нашего: Бог основа и в век.
10 Прияхом, Боже, милость Твою посреде людей Твоих.

Война происходила не по устроению человеческому, но Сам Бог был распорядителем войны. Ибо только Ему свойственно и избавлять от опасностей, и руководить к богопознанию. Пророк напоминает о давно прошедшем, чтобы через древние события грубейшие из слушателей верили и настоящему, чтобы слышание служило им вместо зрения (Златоуст).

11 По имени Твоему, Боже, тако и хвала Твоя на концах земли: правды исполнь десница Твоя.

Не по достоинству получающих и не сами по себе, но по благости Дающего прияхом милость (Златоуст).

12 Да возвеселится гора Сионская, и да возрадуются дщери Иудейския, судеб ради Твоих, Господи.

Пророк повелевает возвеселиться и возрадоваться Церквам Божиим и душам верных при виде праведных судов Божиих (Феодорит).

13 Обыдите Сион, и обымите его, поведите в столпех его.
14 Положите сердца ваша в силу Его, и разделите домы Его, яко да повесте в роде ином.

Давид пророчески предвозвещает славу Сиона, т.е. Иерусалима, восстановленного после разрушения с тем, чтобы познали все могущество Божие: яко да повесте в роде ином. Дух Святый повелевает пастырям Церкви, чтобы они своей жизнью и проповедью, подобно столпам, ограждали бы и назидали Сион – Святую Христову Церковь в целом и домы Его, т.е. отдельные храмы в городах и селениях (Златоуст, Феодорит).

15 Яко Той есть Бог наш во век, и в век века, Той упасет нас во веки.

Надлежит возвещать из рода в род всем грядущим поколениям о божественном промышлении: спасении каждого из нас, о том, что Бог всегда печется о нас, защищает и пасет нас, с тем, чтобы побудить новые поколения к богопознанию и добродетели (Феодорит, Златоуст).

Псалтирь. Кафизма 7. Псалом 48


1 В конец, сыном Кореовым, псалом 48

Этот боговдохновенный и поучительный псалом научает всякого презирать богатство, славу и силу человеческую. В конец проповедует о божественном Страшном суде всем людям, о том последнем дне, в который Бог приведет на суд всякое создание (Василий В., Афанасий, Феодорит).

2 Услышите сия вси языцы, внушите вси живущии по вселенней:
3 Земнороднии же и сынове человечестии, вкупе богат и убог.

Созывающий и собирающий весь род человеческий есть Утешитель – Дух истины, Который спасаемых собирает через Пророка. Не только услышите, но и внушите, т.е. с усердием и напряженным вниманием выслушайте. Дух Святый с одинаковым уважением призывает к слушанию всех, ища только души, могущей принять предлагаемое учение, разумение к которому дает не богатство, но страх Божий. Ибо богатство и бедность не есть благо и зло, но все это вещи излишние и внешние (Василий В., Златоуст).

4 Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум.

Что есть премудрость Божия? Во-первых, – сам Сын Божий; во-вторых, – все то, о чем говорится в священном Писании и писаниях святоотеческих о спасении душ христианских. Еще в Ветхом Завете сказано: начало премудрости страх Господень. Разум же благ всем творящим его (Притч. 1, 7), т.е. всем живущим по страху Божию дается благой разум, разум духовный (Амвросий Оптинский).

5 Приклоню в притчу ухо мое, отверзу во псалтири ганание мое.

Пророк говорит: чему учит меня Дух Святый, втайне возвещающий Божию Премудрость, то я и открываю вам во Псалтири Его ганание, то есть прикровенную речь (Василий В., Златоуст).

6 Вскую боюся, в день лют; беззаконие пяты моея обыдет мя.

Призывает Псаломник не бояться никаких житейских бедствий и скорбей, страшиться только одного греха, так как он коварен и обольстителен. Беззаконие пяты моея… – дела злые, последующие человеку, т.е. следы грехов (Златоуст).

7 Надеющиися на силу свою, и о множестве богатства своего хвалящиися.

Пророк осуждает не обладание богатством, но настроение воли: ибо хвалящиеся богатством и силою коней, мало-помалу уклонялись от надежды на Бога (Златоуст).

8 Брат не избавит: избавит ли человек; не даст Богу измены за ся,

Надлежит всем знать, что добродетель и благочестие предков и братий не принесут пользы на суде тем, которые сами лишены их. Одна только там защита – защита собственными делами. Надежду спасения, после благодати Божией должно полагать только в собственных совершенствах. Измены, т.е. выкупа, умилостивительной жертвы.
Цена души выше целого мира. Сын Божий, желая искупить душу – принес в жертву честную Кровь Свою. Итак, ищи только Богочеловека для искупления своего (Василий В., Златоуст, Феодорит, Иоанн Кронштадтский).

9 И цену избавления души своея: и утрудися в век.
10 И жив будет до конца, не узрит пагубы.

Дух Святый пророческими устами учит стяжевать жизнь изнурительную и многотрудную, чтобы упокоиться вовек. Источник же жизни, Сила, Богочеловек утруждался в этом веке, когда утруждся от пути, седяше на источнице (Ин. 4, 6). Поэтому, Пророк и одобряет живущих добродетельно в трудах а скорбях, и показывает, что не только там награды и венцы, но еще здесь бывает начало воздаяния: не узрит пагубы (Василий В., Златоуст, Афанасий).

11 Егда увидит премудрыя умирающыя, вкупе безумен и несмыслен погибнут, и оставят чуждим богатство свое.
12 И гроби их жилища их во век, селения их в род и род, нарекоша имена своя на землях.

Здесь говорится о людях нечестивых, привязанных к благам настоящей жизни и нисколько не думающих о будущей жизни, но по самомнению величающих себя премудрыми. Их-то Давид подразделяет на безумных (безбожных) и несмысленных (вредных для общества). Пророк обличает строящих себе гробницы и тех, которые дают свои названия зданиям, улицам, полям…
Селения их будут переходить от одних к другим родам; не на небесах написаны их имена, а на земле. Писание вразумляет, что в день Суда не избавит ни богатый, ни мнимый мудрец, но тот только получит вечную жизнь, кто изнурял себя в настоящей жизни. Если хочешь приобрести себе вечную жизнь, то старайся быть добродетельным (Афанасий, Василий В., Златоуст).

13 И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным, и уподобися им.

Честь человека состоит в добродетели, в помышлении о будущем, чтобы делать все для той жизни и презирать настоящее. Одарение человека разумною душою и служит знаком величайшей чести. Он один из видимых тварей молится Богу, один удостоился откровений и познал много сокровенного. Но люди, которые ничего не знают о будущем, хуже безсловесных, ибо животное бывает способно и полезно к земледелию, а человек – хуже. Не нападая чрез меру на людей и не клевеща на разумный род, с великою пощадою священное Писание изрекло это выражение.
Ибо если исследуем в точности, то мы в опасности уподобиться не только скотам, но и неукротимым зверям. И подлинно, и удивительно, и странно то, что каждый зверь порабощен одному недостатку, а почитаемый человеком – совмещает все в совокупности… Да и разве можно зверонравного причислить к людям? Скоты – это животные земные и поникшие к земле: голова их наклонена к земле и смотрит на чрево и всеми мерами ищет приятного чреву. Но человек – насаждение небесное: голова его поднята к небу, очи взирают горе.
Поэтому ты, человек, когда безчестишь себя плотскими страстями, работая чреву и низшему чреву, то прилагаешься скотам и уподобляешься им. Не забывай, что тебе прилично иное попечение вышних искати, идеже есть Христос (Кол. 3, 1). Какой дан тебе вид, так располагай и свою жизнь (Златоуст, Пелусиот, Василий В., Антоний В.).

14 Сей путь их соблазн им, и по сих во устех своих благоволят.

Сей путь страсти к богатству, жажды к славе… еще прежде будущего наказания бывает им соблазном и преткновением. Грех таков, что прежде совершения прикрывает свою гнусность, но когда совершен, удовольствия похоти проходят и наступает угрызение совести, которая наказывает рассудок. Некоторые же люди безумные, совершив грех, вместо покаяния во устех своих по сих благоволят, т.е. радуются и восхищаются сделанным (Златоуст).

15 Яко овцы во аде положени суть, смерть упасет я: и обладают ими правии заутра, и помощь их обетшает во аде, от славы своея изриновени быша.

Как овец легко загоняют в ограду и ведут на заколение, так и диавол легко загоняет нечестивых во ад, и там поручает пасти их смерти. И всякая помощь для них обетшает, т.е. будет истреблена смертью.
А правии, которые сейчас терпят обиды от этих скотоподобных – обладают ими, потому что эти порочные сами навлекли на себя наказание и будут отвержены Богом (Василий В., Златоуст, Феодорит, Иоанн Тобольский).

16 Обаче Бог избавит душу мою из руки адовы, егда приемлет мя.

Ясно пророчествует о сошествии Господа во ад. Бог вместе с душами праведников избавил и душу самого Пророка из руки адовы (Василий В.).

17 Не убойся, егда разбогатеет человек, или егда умножится слава дому его:
18 Яко внегда умрети ему, не возмет вся, ниже снидет с ним слава его.

Не смущайся, смотря на настоящее, и не ублажай того, кто в скором времени должен лишиться всего этого. Спустя немного ты увидишь его лежащим на земле, мертвым трупом, сделавшимся пищею червей, лишенного всего этого (богатства и славы) и не могущим ничего взять с собою, ибо богатство – это слава не человека, но дому. Здешняя слава ничтожна и непостоянна, а та слава вечна и безконечна. Она будет зависеть не от внешних, но от внутренних предметов. Сам человек будет облечен славою, подобно ангелам, имея славу сам в себе (Златоуст).

19 Яко душа его в животе его благословится: исповестся Тебе, егда благосотвориши ему.

О перстном человеке, считающем благами одни преимущества этой жизни: богатство, здоровье, могущество, Пророк говорит, что исповестся Богу, когда будет ему благосотворено, а в несчастиях он изрыгнет всякую хулу. Прославление и почести человеку только в этой жизни, а потом уничтожается и это, как временное и тленное, даже в устах хвалителей обращается в противное, когда спадает маска, внушавшая страх.
Но вот истинная хвала, не при жизни только, но и по кончине быть славным и знаменитым. А таких похвал достоин тот, кто распорядился богатством к собственной своей пользе; потому что благодеяния другим обращаются во благо самому благодетелю (Василий В., Златоуст, Феодорит).

20 Внидет даже до рода отец своих, даже до века не узрит света.

Это говорится о грешнике, который столько знает Бога, сколько передано ему обычаем отцов его. Силою же собственного размышления ничего не приобретает к познанию истины. Здесь Пророк изображает великую недеятельность разумения, оземленелость и любовь к плоти человека, который погряз в богатстве и роскоши, имеет ум, подавленный житейскими заботами. Поэтому даже до века не узрит божественного Света (Василий В.).

21 И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным, и уподобися им.

Духоносный муж справедливо оплакивает падение души; ибо человек не знает по достоинству своей души, ни драгоценности этой умной сущности, созданной по образу Божию и по подобию, призванной к сыноположению, к братству и в невесты Царю… Ибо для ходатайства о тебе Сам Он и пришел, чтобы воззвать тебя. А ты ничего себе не представляешь и не разумеешь своего благородства.
Ибо верх всякого зла – это нисколько не бояться Бога и не трепетать будущего Страшного суда, а жить подобно безсловесным животным в ненасытном угождении чреву и плотским похотям. Отсюда брани и войны, и разбойнические нападения по всей земле и на море (Макарий В., Максим Грек).

Псалтирь. Кафизма 7. Псалом 49


Псалом Асафу, 49

Псалом этот, по внушению Духа Святаго, составленный Давидом, переданный на исполнение Асафу, как наставнику особого лика псалмопевцев (1 Цар. 25, 26), предвозвещает пришествие Бога и Спасителя нашего на землю и будущий Его Страшный суд: одновременно указывает Пророк, что Бог отвращается от жертв, приносимых без добродетели. Господь как бы Сам сходит на землю в среду людей, чтобы вместе с ними предстать на суд – этим наглядно открывается неизреченное человеколюбие Божие (Златоуст, Афанасий, Феодорит, Кирилл).

1 Бог богов Господь глагола, и призва землю от восток солнца до запад.
2 От Сиона благолепие красоты Его.

Бог богов, т.е. Бог святых, причастных благодати Святаго Духа (и чрез это называющихся богами) – есть Господь всех богов, своею жизнью подражающих Ему, призывает к слушанию всю вселенную. Пророк показывает самое место, с которого возглаголал Господь, как бы перстом указуя на святой Сион (Василий В., Златоуст).

3 Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит: огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зельна.

Пророк предсказывает о втором Христовом пришествии, что оно будет грозное и нестерпимое. Река огненная течаше исходящи пред Ним, – созерцал некогда это явление в своем видении пророк Даниил, – престол Его пламень огненный, колеса Его огнь палящ (Дан. 7, 9-10) (Феодорит).

4 Призовет Небо свыше и землю, разсудити люди Своя.

Здесь указывает на то удивительное позорище, на которое, для обличения явных и тайных нечестий, должны собраться в безчисленном множестве все небесные и земные жители (Феодорит).

5 Соберите Ему преподобныя Его, завещающыя завет Его о жертвах.
6 И возвестят небеса правду Его, яко Бог судия есть.

Обвиняемых и судимых Пророк называет преподобными, чтобы усилить обвинение с указанием на их достоинство. Ибо ранее верные были посвящаемы Богу через обрезание, а сейчас посвящаются через крещение (Златоуст).

7 Услышите, людие мои, и возглаголю вам: Израилю, и засвидетельствую тебе: Бог, Бог твой есмь Аз.

Какая необычайная кротость Спасителя!? Если, говорит, будете слушать Меня, то Я возглаголю вам. Повторением Бог, Бог твой есмь Аз указывает на безчувствие, ожесточение и ослепление слушающих, и напоминает им о Своем владычестве и о том, что они обязаны отдать Ему долг – как рабы Владыке и как творение Творцу (Златоуст).

8 Не о жертвах твоих обличу тя: всесожжения же Твоя предо Мною суть выну.
9 Не прииму от дому Твоего тельцов, ниже от стад твоих козлов.

Желая удержать иудеев от жертвоприношения бесам, Господь допускал то, чего не хотел. Ибо ум иудейский еще не мог предпринять духовной деятельности – то Бог позволил им приносить жертвы, что доставляло им радость. Но все это было в силу снисхождения к ним, как к младенцам… Ибо Он не требует вещественных даров, но расположения приносящих. Потому дым и смрад от жертвоприношения Ноева Он назвал вонею благоухания (Быт. 8, 21), а фимиам иудеев – мерзостью. И аще принесете Ми семидал, всуе: кадило мерзость Ми есть (Ис. 1, 13) (Златоуст).

10 Яко мои суть вси зверие дубравнии, скоти в горах и волове.
11 Познах вся птицы небесныя, и красота сельная со Мною есть.

Красота сельная есть Дух Божий, который чрез все проходит и живет в каждой верующей и благочестивой душе. Он чистый, тончайший. Для Него нет ничего отдаленного: весь Он везде и все в Нем. Все Им живет и существует, и находится во власти Господа: со мною есть (Иоанн Кронштадтский).

12 Аще взалчу, не реку тебе: Моя бо есть вселенная и исполнение ея.
13 Еда ям мяса юнча; или кровь козлов пию;

Как бы смеясь над неразумными и стыдя их, Господь порицает безумие тех, которые думают, что Бог нуждается в жертвенной пище. Ибо не по нужде, но по снисхождению к немощи людей, чтобы отвести умы их от многобожия к познанию Единого Бога, принимал Он жертвы до времени, пока все прежде существовавшие жертвы совершила едина жертва Христова (см. Евр. 10, 14) по слову Писания: Пасха наша за ны пожрен бысть Христос (Кор. 5, 7). К сей-то Жертве, к сей Пасхе, к сему учению пестун бысть Закон (Гал. 3, 24), ведя путем образов и возводя к совершеннейшему учению (Епифаний, Златоуст).

14 Пожри Богови жертву хвалы и воздаждь Вышнему молитвы Твоя:

Во всем познавай домостроительство Божие, бывшее ради тебя. После великой снисходительности Он показывает, что не гнушаясь жертвами, отвергает их, но ввиду того, что призывает к лучшей и духовной жертве – к молитве и милостыне. Ибо если принесешь ты и молитву с неприязненным расположением, то лучше тебе оставить ее и примириться с братом: ибо и то жертва, когда кто примиряется со врагом своим (Златоуст).

15 И призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя.

Страсти те же скорби, и Господь не отделил их. И поэтому в отношении всякой страсти нет ничего полезнее, как призывать имя Божие. Внимай себе: враг искушает и твое терпение; торжество для него, если раздражит и тебя. Он насилует близкое твоему сердцу лице, и тебе больно слушать от него безумные, пристрастные к земному слова.
Не унывай и не выходи из себя. Взывай ко Спасу: Спасе! Спаси нас!.. И безконечная сила Его не замедлит. Ему приятно являть в нас Свою спасительную силу и избавлять нас от врагов видимых и невидимых. Тогда-то ясно ты увидишь, что причина душевной скорби человека – диавол (Варсонофий В., Дорофей, Иоанн Кронштадтский).

16 Грешнику же рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания Моя, и восприемлеши завет Мой усты твоими;

И это подобно выражению Премудрого: не красна похвала во устех грешника (Сир. 15, 9). Ты не сможешь научить других, если сначала сам не сделаешь то, чему хочешь научить: ибо глас дела действеннее гласа слова. Кто впадает в какой-либо грех, у того отнимается слово истины не только из уст, но и из сердца (Димитрий, Анфим).

17 Ты же возненавидел еси наказание, и отвергл еси словеса Моя вспять.

Наказание – т.е. изучение закона (Златоуст).

18 Аще видел еси татя, текл еси с ним, и с прелюбодеем участие твое полагал еси.

Не сказал Бог: и ты прелюбодействовал, но: с прелюбодеем участие полагал еси. Вот какое великое зло скрывать гнилостные язвы других. Итак, если увидишь, что кто-нибудь из пасомых с тобою ведет блудную жизнь и приступает к таинствам, то скажи священнослужителю: такой-то недостоин таинств; не допускай непотребного к святыне.
А если ты укрыешь его, то и ты станешь соучастником наказания, полагающегося за преступление. Не говори исполненных крайней безчувственности слов: что мне безпокоиться о других, когда я забочусь о своей пользе? Нет, тогда-то ты более всего и будешь заботиться о собственной пользе, когда будешь искать ее в том, что полезно для ближнего (Златоуст).

19 Уста Твоя умножиша злобу, и язык твой сплеташе льщения.

Если кто будет говорить о нас неправду – будем жалеть о нем, так как он навлекает на себя наказание и мучение, назначенное за злоречие и становится даже недостойным читать священное Писание (Златоуст).

20 Седя на брата твоего клеветал еси, и на сына матере твоея полагал еси соблазн.

Недостатки ближнего должно замалчивать и прикрывать. Даже и тогда, когда бы ты верил сказанному о твоем брате, не следует пересказывать. Если же фарисей осужден за то, что сказал правду: несмь якоже сей мытарь (Лк. 18, 11), и притом тогда, когда никто не слушал его, то какому мучению подвергнутся те, которые всюду разглашают ложное и такое, в чем сами не уверены, подобно болтливым женщинам (Златоуст).

21 Сия сотворил еси, и умолчах: вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен: обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи Твоя.

Сия сотворил еси (ты) и (Я) умолчах – говорит грешнику Господь. Я долготерпел и не наказывал тебя, ожидая твоего раскаяния. Но ты вознепщевал (вообразил), что Я забываю зло и не огорчаюсь твоими беззакониями. Нет! (Я) обличу тя и представлю пред лицем твоим, т.е. пред твоею совестью все грехи твоя (Златоуст).

22 Разумейте убо сия, забывающии Бога, да не когда похитит, и не будет избавляяй.

О неизреченное долготерпение Божие! Долготерпя нечестивым деяниям грешников, Он еще печется об их безопасности, удерживая и вразумляя их страхом, да не когда похитит вашу душу смерть, – говорит, и не будет избавляющего (Афанасий, Златоуст).

23 Жертва хвалы прославит Мя: и тамо путь, имже явлю ему спасение Мое.

Господь указывает на способ, которым можно исправить соделанное и показывает, что Бога прославляет жертва хвалы людей, смиренных сердцем и сокрушенных духом. Ибо дело Господнее должно совершаться со всякой радостью и терпением. Жертва нерадивого и спорника неугодна пред Богом: беззаконник жряй Ми тельца, яко убиваяй пса, и приносяй семидал, яко кровь свиную (Ис. 66, 3) (Василий В., Златоуст).

Псалтирь. Кафизма 7. Псалом 50


1 В конец, псалом 50 Давиду, внегда внити к нему Нафану пророку,
2 егда вниде к Вирсавии, жене Уриеве.

Псалом Давиду, Духом Святым вдохновенный, дан всякому согрешающему как образец покаяния и является четвертым покаянным в общей последовательности. Божественное человеколюбие передает памяти не только подвиги святых, но и грехи их, чтобы преткновением праведника исправить путь грешника, чтобы раны одних служили лекарством для других. Пророк указывает всем людям спасительный путь покаяния, как некое искусство непрестанно одерживать победу над врагом (Златоуст, Афанасий).

3 Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.

Весьма многие произносят эти слова и зовут на всяк день безполезно, увы, и суетно; поскольку милости Господней не приемлют, так как не знают, чего просят. Кто произносит эти слова по обычаю, не осознав своей страшной беды, как тот возможет получить милость Божию, такую чудную и безмерную?
Но тот, кто восчувствовал свои прегрешения, кто осознал, что сам собою не может освободиться от мучащих душу и тело страстей, тот в разуме притекает к Богу и просит божественную благодать. Милость Божия – есть благодать Всесвятаго Духа, которой нам, грешным, подобает просить день и ночь, чтобы Господь снизошел нашему бедному устроению, простил содеянные прегрешения, даровал дух целомудрия и страха Божия, дух кротости и дух любви, дух чистоты, смиренномудрия и силы… (Паисий).

4 Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя:

Милость Божия неизреченная, но она требует и нашего соучастия. Бог милует, но милует с условием: дай и ты, чтобы и ты принес что-нибудь в дело спасения. Ведь разбойник спасся, принеся свою веру, и сам содействовал своему спасению (Златоуст).

5 Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну.

Ради безопасности своей души имей пред глазами свои грехи, ибо память о прежних грехах предохраняет от будущих их повторений. Сам Бог требует от нас такого памятования: Аз есмь заграждаяй грехи твоя, и не помяну, ты же помяни… да оправдишися (Ис. 43, 25).
Величайший подвиг мученичества – есть добровольное пролитие своей крови. А грешники проливают свои слезы. И пойми, как велика сила слез! Петр отрекся от Христа и горьким плачем очистил свои грехи. И кто плачет о грехах своих, тот в слезах своих приносит Богу, как благоприятную жертву, пот своего сердца и кровь своей души (Златоуст, Августин).

6 Тебе Единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих: яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши, внегда судити Ти.

Это и есть исповедь во грехах. Давид сознает, что величайшее беззаконие совершено им против Самого Бога, избравшего его из пастырей овец и сделавшего царем. Но противным делом возблагодарил этот муж Господа и сам же для себя приготовил бедствия. Яко да оправдишися во словесех Твоих – Ты праведен в приговоре Твоем и победиши все ложные суждения и злоречия людей, ибо сам для себя стал я виновником бедствий, а Твоя правда сияет во всем (Афанасий, Феодорит).

7 Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя.

Первоначальным намерением Божиим было то, чтобы мы рождались не через брак и тление. Преступление же заповеди Божией Адамом и Евою ввело брак, и поэтому все рождаемые от Адама зачинаются во грехах. Но не брак обвиняет Пророк и не брачное общение, напротив – выставляет на вид беззаконие прародителей.
Так как они согрешили, то подпали тлению; а сделавшись тленными – таковых родили и детей, и зло для них стало естественным и природным. Ибо в чем человек рождается, того с детства и желает, о том и помышляет: прилежит человеку злая от юности его (Быт. 8, 21). Поэтому-то мы и не склонны к добродетели, не слушаем добрых увещаний, а на злое дело весьма скоры: но со всем этим борется рассудок и, победив, прославляется и украшается (Афанасий, Феодорит, Димитрий).

8 Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси.

Мы знаем грех Давидов, но каковы были подвиги его и труды покаяния – этого мы не знаем; ибо он чрез свое покаяние приобрел у Господа столь великую милость и получил от Него такую благодать, что сподобился от Него и откровения Божественных Тайн и пророческого дара. Истинному покаянию полагаются великие подвиги и труды, чтобы увидеть безвестная и тайная премудрости Божией. Вот, Ты истину возлюбил еси в сердце (моем), и внутрь меня явил мне мудрость Твою [2] (Димитрий).

9 Окропиши мя иссопом, и очищуся: омыеши мя, и паче снега убелюся.

Иссоп – это ароматическая трава горького вкуса, которую в Ветхом Завете погружали в кровь или в воду и кропили грешников в народе: это служило символом очищения, в прообраз будущего очищения всех кровью истинного Агнца Христа, которая одна только может омыть нас от грехов и паче снега убелить. Иссопу Пророк уподобляет действенность Святаго Духа, как очищающего в нас всякую скверну. Этому окроплению должна предшествовать горечь покаяния, жалость и слезы о грехах (Афанасий, Златоуст).

10 Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя.
11 Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти.

Снова обращается Давид к исповеданию и ищет прежней близости к Богу. Просит Бога возрадовать слух души его вестью о помиловании (Златоуст, Афанасий).

12 Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Сердце чистое есть сердце милующее всякую тварную природу: человека, птиц, животных, пресмыкающихся и… даже демонов. От великой и сильной жалости и от великого терпения умаляется сердце такого человека и не может оно вынести какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемой тварью: а потому о безсловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и были помилованы. Пророк просит чистоты сердца в отношении друг к другу.
Достигнуть же сего не иначе возможно, как чрез единого Иисуса. Доказывается чистота сердца нерассеянной молитвой. Нелегкое дело – приобрести чистое сердце; много нужно человеку борения и труда, чтобы чистыми иметь совесть и сердце, и всецело искоренить в себе зло: от сердца бо исходят помышления злая… и сквернящая человека (Мф. 15, 19).
Всякий, имеющий вражду к ближнему, имеет сердце нечистое (и есть прокажен) и по закону Моисеевому недостоин даже входить в дом Господень. Сердце чистое – есть кроткое, смиренное, нелукавое, простое, доверчивое, нелживое, доброе, неподозрительное, незлобивое, некорыстное, независтливое, непрелюбодействующее. Душа находится в самой средине существа человека – в сердце, почему часто и называется она сердцем, а оно – душею. Сердце – есть душа наша.
Оно – око существа человеческого: чем оно чище, тем яснее, быстрее и дальше видит. Дух правый – есть Дух Святый, Дух смирения, выводящий на правый путь. Во утробе моей – внутри меня (Исаак, Макарий В., Антоний В., Андроник, Марк Подвижник, Григорий Богослов, Василий В., Исаиа, Иоанн Кронштадтский, Палама, Златоуст).

13 Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

Когда увидишь, что ум твой вращается в лукавстве и суете, которые приносят душе только смущение и зло – знай, что Бог отвратил лице Свое от тебя (Свое божественное попечение) (Студит, Златоуст).

14 Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя.

Воздаждь ми (возврати) радость спасения – благодать Святаго Духа. И Духом владычним (владычественным) над страстями утверди мя (Феодорит).

15 Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся.

Давид обещает за возвращение Духа быть образцом покаяния для людей согрешивших (Златоуст, Афанасий).

16 Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего: возрадуется язык мой правде Твоей.

По таинственному смыслу священного Писания под этим можно разуметь применительно и злых духов, находящих удовольствие в крови убиваемых людей и закалываемых животных. Удвоение Боже, Боже, выражает напряженное состояние души, просящей и молящейся (по Зигабену).

17 Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою.

Господи, устне мои отверзеши сердечные, и уста внешние возвестят хвалу Твою (Иоанн Кронштадтский).

18 Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши.

Не так благоугодна Богу жертва всесожжения, т.е. истощенное постом тело (хотя и предпочиталась всем другим жертвам), как жертва сокрушенного духа – смирение. Ибо Манассия согрешил более всех человеков, осквернив храм Божий и все богослужение почитанием идолов; так что если бы за него и весь мир постился, то нимало не мог бы удовлетворить за его беззаконие. Но одно смирение возмогло исцелить и неисцельные язвы его (Лествичник).

19 Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.

Давид приобрел сокрушенное и смиренное сердце, и это, в особенности, и очищало его грехи. Плачь и стенай, когда согрешишь, не о том, что будешь наказан, потому что это ничего не значит, но о том, что ты оскорбил своего Владыку, Который столь кроток и столь много любит тебя. В этом и состоит исповедание, это и есть покаяние!
Самая великая жертва Богу возносить Ему непрестанное благодарение за все Его благодеяния и, особенно, за те, которые известны тебе и неизвестны другому, сознавая свое ничтожество. Кто познал, что имеет нужду в помощи Божией, тот совершает множество молитв. И в какой мере умножает их, в такой смиряется его сердце. Ибо всякий молящийся и просящий не может не смириться. А всякий смиряющий себя никогда не разгневается на ближнего, не допустит себя до раздражения.
Условием сердечного сокрушения является скорбь; сердце, разбитое горем и тяготою бед, ни во что вменяет временные блага, но все упование возлагает на Единого Господа, Ему день и ночь вопиет о помощи… В таком сокрушении духа человек безбедно проходит сквозь хитрые козни гордого диавола, все тщание которого состоит в том, чтобы возмутить дух человеческий и в возмущении посеять свои плевелы (Златоуст, Исаак, Серафим, Феофан).

20 Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския.
21 Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

Это пророчество, относящееся исторически и буквально к пленным иудеям в Вавилоне, умоляющих Бога о возвращении в родную землю и принесении законных жертв; но в высшем смысле Давид пророчествует здесь о христианской Церкви Сионе и жертве правды евангельской, о всесожжениях разумных и живых, о которых говорит блаженный Павел: молю вас, братие, представьте телеса ваша (в) жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение; преобразуйтеся обновлением ума вашего (Рим. 12, 1-2).
Здесь усердное моление о воссоздании храма внутреннего человека для принесения Спасителю мысленных жертв. Тельцы означают безсловесные наши страсти, которые мы должны умерщвлять, заколая их ножем самоосуждения, самоукорения, самоотречения, покаяния. Мятежную плоть должно умерщвлять постом, бдением, трудами, постоянными молитвами. Мы хотим наследовать жизнь вечную легким и широким путем угождения плоти и своим страстям, леностью и нерадением к молитве и к исправлению себя – слишком ошибаемся! (Златоуст, Феодорит, Варсонофий В., Иоанн Кронштадтский).

Псалтирь. Кафизма 7. Псалом 51


1 В конец, разума Давиду, Псалом 51.
2 внегда приити Доику Идумейску, и возвестити Саулу, и рещи ему: прииде Давид в дом Авимелехов.

Давид, убегая от Саула, пришел в Номву, город священников, и здесь священник Авимелех дал ему копье Голиафа и хлебы предложения. В то самое время был там один из слуг Сауловых, Доик идумеянин, пасший сауловых мулов, который тотчас пошел к Саулу и оклеветал Давида и священника. Тогда, по приказанию разневанного Саула, этот самый Доик уби иереев Господних в той день 305 мужей, всех носящих ефуд: и Номву град иерейский погуби острием оружия от мужеска полу и до женска, от отрока и до ссущаго, и тельца, и осла и овчате (1 Цар. 22, 18-19).
Узнав о совершившихся событиях, Давид и произнес эти слова, не составляющие ни песни, ни псалма, ни гимна и ничего подобного. Да и мог ли он воспевать песни или псалмы по случаю несчастья стольких иереев. Поэтому и в надписании псалма нет никакого наименования; здесь только сказано: в конец и разума. Ибо много потребно нам разума к познанию домостроительственных тайн Божиих (Златоуст, Афанасий).

3 Что хвалишися во злобе, сильне; беззаконие весь день,

Пророк начинает псалом вопросом, чтобы сильнее выразить укоризну клеветнику Доику, или действовавшему в нем диаволу. История говорит о Доике, Псалмопевец указывает на предателя Иуду, который настолько исполнен был зла, что предал на смерть Благодетеля, Питателя и Учителя своего (Афанасий, Исихий).

4 Неправду умысли язык твой: яко бритву изощрену сотворил еси лесть.
5 Возлюбил еси злобу паче благостыни, неправду неже глаголати правду.

Именно по этой причине мир гонит благочестие и правду. Князь мира – диавол ненавидит их адскою злобою, так как они служат обличением его неправды. Всегда злые и развратные люди ненавидели праведных и гнали, и будут ненавидеть и гнать (Иоанн Кронштадтский).

6 Возлюбил еси вся глаголы потопныя, язык льстив.
7 Сего ради Бог разрушит тя до конца: восторгнет тя, и преселит тя от селения твоего, и корень твой от земли живых.

Здесь в виде проклятия содержатся пророчества об истреблении, имевшем постигнуть Доика, Иуду и подобного им всякого коварного. Да восторгнет и корень твой, иначе – род твой и преселит в могилу. По свидетельству еврейских источников Доик погиб на горе Гельвуйской вместе с Саулом, умертвив сам себя, а род его, и его дети были избиты. Дом Доика был истреблен совершенно. Так сбылось пророчество Давида (Феодорит, Исихий).

8 Узрят праведнии, и убоятся, и о нем возсмеются, и рекут:
9 Се человек, иже не положи Бога Помощника себе, но упова на множество богатства своего, и возможе суетою своею.

Праведные (благочестивые люди), увидев плачевный конец Доика и ему подобных, объяты будут страхом от праведных судов Божиих, и посмеются безуспешности лукавства и тщетности временного благоденствия (Феодорит).

10 Аз же яко маслина плодовита в дому Божии: уповах на милость Божию во век, и в век века.

Здесь Давид говорит о себе, показывая нам, как он надеялся не на богатство или чью-либо силу, подобно упоминаемого муло-пастуха Доика, но на одну милость Божию, оказываемую тем, которых обижают. Поэтому никто да не ослабевает в подвиге терпения, но да подвизается подобно маслине плодовитой, надеясь еще здесь увидеть праведное вразумление врагов (Феодорит).

11 Исповемся Тебе во век, яко сотворил еси: и терплю имя Твое, яко благо пред преподобными Твоими.

Исповемся Тебе (буду славить Тебя), Господи, во век за помощь Твою. И терплю (буду с терпением пребывать в подвигах ради Тебя) яко благо (человеколюбиво) для преподобных Твоих предстоит помощь Твоя. Это внутренний сердечный голос благодарности (Феодорит).

Псалтирь. Кафизма 7. Псалом 52


1 В конец, о Маелефе, разума Давиду, Псалом 52.

Маелеф есть музыкальный инструмент, производящий умиленные звуки, под аккомпанемент которого воспевал Пророк этот псалом, жалея и сетуя о безумном дерзновении и тяжкосердии нечестивых, не хотящих знать своего Творца и Владыку. Псалом этот подобен тринадцатому псалму и содержит те же мысли.
Дух Святый не удовольствовался однократным обличением этого безумия, но счел за необходимое дважды, посредством сугубых обличений и обвинений опозорить и показать, насколько богопротивный и богоненавистный грех безбожия пред всеми другими грехами (Феодорит, Нисский).

2 Рече безумен в сердце своем: несть Бог, растлеша и омерзишася в беззакониих, несть творяй благое.

Враг, если не произведет в душах людей забвение Бога и как бы отречения от Него, то не может склонить ум к похотям плоти, к разрешению на грех, к винопитию, к пиршествам, к богатству и ко всяким другим непотребствам. Когда же успеет в этом, тогда самовластно завладевает душою и, отторгнувши ее от Бога, ввергает ее в огонь неугасимый на вечное мучение с собою (Студит).

3 Бог с Небесе приниче на сыны человеческия, видети: аще есть разумеваяй, или взыскаяй Бога.
4 Вси уклонишася, вкупе непотребни быша: несть творяй благое, несть до единаго.

Какова же причина такого в людях развращения?.. Та, что друг друга соблазняют и вредят примером своей злой жизни. Один, видя злую жизнь другого, приходит в соблазн и начинает то же зло творить и, таким образом, умножаются злые люди по евангельскому пророчеству: горе миру от соблазн (Мф. 18, 7) (Димитрий).

5 Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие, снедающии люди моя в снедь хлеба: Господа не призваша.
6 Тамо устрашишася страха, идеже не бе страх: яко Бог разсыпа кости человекоугодников: постыдешася, яко Бог уничижи их.

И самые хорошие предприятия нередко совершаются ради пустой славы; и это Бог осуждает наравне с воровством, унынием и другими великими грехами. Так враг хочет, чтобы служили, угождали ему и самыми добрыми делами, потому что он, обманщик, разнообразен и изворотлив в кознях. Что возлюбил человек в мире, то и обременяет ум его, подавляет и потопляет его в веке лукавом, не позволяя собраться с силами и возвратиться к Богу (Макарий В.).

7 Кто даст от Сиона спасение Израилево; внегда возвратит Бог пленение людей Своих, возрадуется Иаков, и возвеселится Израиль.

В плену находится всякая душа, отпавшая от добродетели и своим нерадением преданная во власть греха и диавола; возвращается же она посредством покаяния через прощение грехов.
Кто другой даст от горнего Сиона спасение, как не Спаситель наш Иисус Христос, внегда возврати (освободил) Господь людей Своих из плена диавольского, тогда возвеселились и возрадовались праотцы Авраам с Иаковом и Исааком, принимая в недра свои праведных (Златоуст, Афанасий, Феодорит).

Псалтирь. Кафизма 7. Псалом 53


1 В конец, в песнех разума Давиду, Псалом 53.
2 внегда приити Зифеем, и рещи Саулови: не се ли Давид скрыся в нас.

Давид, спасаясь бегством от Саула, поселился в пустыне Зиф. Зифеяне, жители ее, притворившись друзьями Давида, тайно донесли Саулу, что Давид скрывается у них. Тогда Саул с многочисленным войском выступил против Давида. Но внезапное нашествие иноплеменников на царство Саула вынудило его спешно возвратиться со своим войском назад (см. 1 Цар. 23).
Обрадованный Давид возгласил эту песнь Богу, Который внял молению его и положил конец ожидаемому бедствию неисповедимым путем Своего Божественного Промысла. В нравственном смысле псалом весьма применим к нам, шествующим узким евангельским путем к Царствию, которому полагают препятствие зифеяне, т.е. иноплеменное полчище демонов – злобных служителей противной силы (Григорий Нисский, Феодорит).

3 Боже, во имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми.
4 Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих.

Мы не имеем никакого оружия против врагов, которое было бы сильнее молитвы, если только молимся о том, что достойно Бога. Молитвою называет здесь Давид молитву в уме или умную, а словами уст – прошение, произносимое губами и ртом. Но сильные молитвенники усматривают в этих словах большее различие (Исихий).

5 Яко чуждии восташа на мя, и крепцыи взыскаша душу мою: и не предложиша Бога пред собою.

Знай, что скрывающиеся в нас страсти не свои нам, но чужды. Это – лукавые духи (Макарий В.).

6 Се бо Бог помогает ми, и Господь Заступник души моей.
7 Отвратит злая врагом моим: истиною Твоею потреби их.

Зло, замышляемое врагами, Господь обращает на самих обижающих, как Сам Он сказал: да сотворите ему, якоже и он умысли сотворити (Втор. 19, 19) (Григорий Нисский).

8 Волею пожру Тебе, исповемся имени Твоему, Господи, яко благо.

Непрестанно возносимая к Богу молитва больше той, которая совершается через известные промежутки, и самоохотное дело важнее служб, которые исправляют понуждаемые уставом, ибо только доброхотно дающего любит Бог (2 Кор. 9, 7). Об этом Пророк с восхищением и воспел нечто преславное, говоря: волею пожру Тебе. Исповемся (буду благодарить) Тебя, Господи, яко благо (добро). Кто благодарит благодетеля, тот на будущее время сделает его еще щедрее (Кассиан, Исихий).

9 Яко от всякия печали избавил мя еси, и на враги моя воззре око мое.

Совершенное безпопечение о земном и всегдашнее поучение в божественном Писании приводит душу в страх Божий; страх же Божий производит трезвение. И тогда душа начинает видеть, как демоны воюют против нее посредством помыслов и отражает их: о чем и говорит Давид: и на враги моя воззре око мое (Максим).

Псалтирь. Кафизма 7. Псалом 54


1 В конец, в песнех разума Асафу, псалом 54

Давид написал и этот псалом во время бегства от Саула и обитания своего в пустыне. Своими страданиями Пророк изображает страдания, которые должен претерпеть Христос. Надписание повелевает разумно внимать сказанному, потому что содержит в себе прикровенный пророческий смысл. Псалом также изображает и человека, испытываемого искушениями, и повелевает воспевать с разумением Того, Кто может освободить от постигших испытаний (Феодорит, Исихий).

2 Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего:
3 Вонми ми и услыши мя: возскорбех печалию моею, и смятохся.
4 От гласа вражия, и от стужения грешнича: яко уклониша на мя беззаконие, и во гневе враждоваху ми.

С молящимся Христом будем молиться и мы; будем подражать Ему в претерпеваемых Им скорбях, как рабы Своему Владыке (Исихий).

5 Сердце мое смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя:
6 Страх и трепет прииде на мя, и покры мя тьма.
7 И рех: кто даст ми криле, яко голубине; и полещу, и почию.

Будем умолять Бога, чтобы дал Он нам криле голубине Святаго Духа, да полетим к Нему и да почием, и да прекратит у нас лукавый ветр – самый грех, живущий в членах души и тела… Он соделывает неисповедимое это спасение тем, которые всегда желают и надеются, и непрестанно ищут Его (Макарий).

8 Се удалихся бегая, и водворихся в пустыни.
9 Чаях Бога, спасающаго мя от малодушия и от бури.

Давид спасался от Саула и иноплеменников в Гефе бегством в пустыню; и Христос неоднократно удалялся то в гору, то в пустыню, уклоняясь от ненависти иудеев (Феодорит).

10 Потопи, Господи, и раздели языки их: яко видех беззаконие и пререкание во граде.
11 Днем и нощию обыдет и по стенам его: беззаконие и труд посреде его и неправда:
12 И не оскуде от стогн его лихва и лесть.

Просит Бога расстроить злые замыслы врагов. Под градом подразумевает Иерусалим и перечисляет все виды его пороков: беззаконие, неправду, лихву и лесть. Некоторые отцы под градом усматривают внутренний град человека, обуреваемый злыми и суетными помыслами (Афанасий).

13 Яко аще бы враг поносил ми, претерпел бых убо: и аще бы ненавидяй мя на мя велеречевал, укрыл бых ся от него.

Эти и последующие слова сказываются от лица Владыки – Христа. Род человеческий весьма тщеславен: всякое поношение для него несносно. Однако, это прискорбие является причиной освящения. Как Христос терпел поношение – так должны терпеть и мы всякое уничижение и клевету (Златоуст, Кирилл).

14 Ты же, человече равнодушне, владыко мой и знаемый мой,
15 Иже купно наслаждался еси со мною брашен: в дому Божии ходихом единомышлением.

Эти слова сказываются от лица Владыки Христа предателю Иуде (Афанасий, Феодорит, Кирилл).

16 Да приидет же смерть на ня, и да снидут во ад живи: яко лукавство в жилищах их, посреде их.

Этим Давид предсказывает справедливость наказания сопротивным (Феодорит).

17 Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя.

Давид, произнося эти слова, не ищет человеческой славы, но возбуждает других к подражанию ему, чтобы и они взывали и были выслушиваемыми (Неизвестный толковник).

18 Вечер и заутра и полудне повем, и возвещу, и услышит глас мой.

Эти слова указывают нам три основные времена молитв, которые мы называем: вечернею, утреннею и полуденною. Эти времена молитв употребляемы были на молитву святыми в образец нам (Василий В.).

19 Избавит миром душу мою от приближающихся мне: яко во мнозе бяху со мною.
20 Услышит Бог, и смирит я Сый прежде век: несть бо им изменения, яко не убояшася Бога.
21 Простре руку свою на воздаяние: оскверниша завет Его.

Несть в беззаконнующих изменения, т.е. исправления. Почему? – Яко не убояшася Бога. Поэтому и простре руку свою на воздаяние нечестивым зла и скорбей. Потому что оскверниша завет Его, т.е. попрали Его святые заповеди (Максим Грек).

22 Разделишася от гнева лица Его, и приближишася сердца их: умякнуша словеса их паче елеа, и та суть стрелы.

Паче коровьего масла уста их, но враждебно сердце каждого из них, ибо поработившись гневом одно говорили, а другое замышляли. И хотя иудеи рассеяны по всей вселенной, но они согласны и соприкосновенны во зле: это-то и означает: приближишася сердца их (Феодорит, Евсевий).

23 Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает: не даст в век молвы праведнику.

Что значит возложить на Господа печаль свою? – Устранить ум от всего мирского и заботиться об угождении только Ему. При всех искушениях своих осуждай сам себя, как виновного во всем и не укоряй никого из оскорбляющих тебя; потому что и ты согрешал подобно, и ты имеешь разные страсти.
Если Бог праведно подвигнет на тебя людей воздать тебе за обиды и порицания, какие держал ты в мысли и изрекал на них во все время своей жизни, то целый мир должен быть занят тобою. Итак, претерпи находящие на тебя воздаяния с благодарностью Богу и с пользою для себя (Кирилл, Исаак).

24 Ты же, Боже, низведеши их во студенец истления: мужие кровей и льсти не преполовят дней своих. Аз же, Господи, уповаю на Тя.

Усматривай в этих словах великое человеколюбие Божие. Бог, предвидя чрезмерность порочности убийц и коварных людей, истребляет их с лица земли прежде естественной смерти, чтобы меньше они согрешили: поэтому, большей частью, злые умирают преждевременной смертью.
Многие из толкователей под мужами кровей усматривают здесь иудеев, умертвивших Начальника жизни и сказавших: кровь Его на нас и на чадех наших (Мф. 27, 25), и сделавшихся виновниками в пролитии всякой крови праведных. Они-то и не окончили времени естественной жизни, потому что преданы мечу римлян по истечении 40 лет по вознесении Господа (Григорий Богослов, Афанасий, Евсевий, Дидим).

Вы ознакомились «Псалтирь. Кафизма 7», читайте «Псалтирь. Кафизма 8»

Группа «Вконтакте»

Подписывайтесь на канал в «Ю-Туб»