Псалтирь. Кафизма 12 — вы сможете посмотреть видео с субтитрами, чтение на церковнославянском языке, текст русским шрифтом и прочесть толкование.


Видео на церквонославянском языке.


Видео на церквонославянском языке, русский шрифт.




Псалтирь. Кафизма 12. Святоотеческое толкование.

Псалтирь. Кафизма 12, видео с субтитрамиСодержание:
Псалом 85
Псалом 86
Псалом 87
Псалом 88
Псалом 89
Псалом 90


Псалтирь. Кафизма 12. Псалом 85


Молитва Давиду, 85

Видишь ли достоинство молитвы? Другие псалмы Пророк уступил петь Асафу и сынам Кореовым, а молитву воспевает Богу Сам, принося ее не от себя только, но от лица всех людей; прося, чтобы удостоиться спасения Божиею благодатию. Давид, находясь в скорби и гонении от людей гордых, умоляет Господа о помощи. Разумеется же и молитва Иисуса Христа к Богу Отцу во время преследования Его озлобленными иудеями (Златоуст, Афанасий).

1 Приклони, Господи, ухо Твое, и услыши мя, яко нищ и убог есмь аз.

Молящемуся, чтобы быть услышанным, великим пособием служит смиренномудрие. Праведник не взирает на богатство своих добродетелей, но имеет в виду всегда убожество своей природы. Ибо подлинно беден (нищ и убог) всякий человек вследствие греха. Поэтому Пророк и просит Бога придти как богатого к бедным, как врача к больным (Златоуст, Афанасий).

2 Сохрани душу мою, яко преподобен есмь: спаси раба Твоего, Боже мой, уповающаго на Тя.

Человек за смиренное признание своей бедности становится преподобным. Слова Пророка достойны склонить милосердие Владыки, так как Господь никогда не отвергает раба Своего, который на Него уповает, но принимает его ради той надежды, которую возлагает на Него, хотя бы раб этот и имел другие недостатки (Златоуст).

3 Помилуй мя, Господи, яко к Тебе воззову весь день.

Эти слова научают нас, что желающему от Бога принять что-либо благое, должно непрестанно пребывать в молитве (Афанасий).

4 Возвесели душу раба Твоего, яко к Тебе взях душу мою.

Пророк просит радости от Бога, а радости человеческой как вредной и скоропреходящей – не желает. Возносить душу ко Господу – значит «горе» иметь сердце в молитве, ни о чем земном не размышляя (Златоуст).

5 Яко Ты, Господи, Благ и Кроток, и Многомилостив всем призывающым Тя.

Как благ – Господь сострадателен, как кроток – поддерживает падающих во грехах. Милует всех призывающих Его чрез нищелюбие, добродетели, веру и слезы. Те, следовательно, кто не призывает Бога, не могут быть и помилованы. Итак, молитва служит для нас и оружием, и убежищем, и дверью спасения (Златоуст).

6 Внуши, Господи, молитву мою, и вонми гласу моления моего.

Внуши – сочти достойной твоего слуха, Господи, молитву мою и вонми – окажи милосердие молящемуся (Златоуст).

7 В день скорби моея воззвах к Тебе, яко услышал мя еси.

Скорби часто убивают молитву и приводят человека к пренебрежению ею, но Давид, напротив, взывал сильнее и прилежнее не от отчаяния – но от твердой веры в молитву. Повторение же всякой молитвы – есть благовонная жертва перед Богом (Златоуст).

8 Несть подобен Тебе в бозех, Господи, и несть по делом Твоим.

Не только Сын Божий говорил о Себе уничиженно, когда и Бог Отец, не воспринявший плоти, делает то же самое. И Он, ради спасения слушающих, попустил сказать о Себе много уничиженного; поставил Себя выше языческих богов – чрез сравнения Себя с ними. Все это недостойно Бога, но достойно в других отношениях: Он столько человеколюбив, что для нашего спасения пренебрегает выражениями, подобающими Его достоинству (Златоуст).

9 Вси языцы, елики сотворил еси, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое.

Истину этого пророчества показали события, последовавшие по вочеловечении Бога и Спасителя нашего (Феодорит).

10 Яко Велий еси Ты, и творяй чудеса, Ты еси Бог един.

Чудеса Божии непостижимы; как Слово Божие сошло на землю и не отлучилось от Отца.

11 Настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей: да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего.

Пророк просит страха пред Ним – ибо отсюда приходит к нам истинная радость сердцу и душе (Златоуст).

12 Исповемся Тебе, Господи Боже мой, всем сердцем моим, и прославлю имя Твое в век:

Истинное исповедание – в том, чтобы отвергнуть грех от всей души и никогда уже не возвращаться. Прежде исповедания грехов Пророк не велит прославлять Бога, ибо желает, чтобы имя Божие произносили устами чистыми (Златоуст).

13 Яко милость Твоя велия на мне, и избавил еси душу мою от ада преисподнейшаго.

Зная, насколько велика милость Божия к грешным, пророк не устыдился исповедания грехов: ибо кто исповедует свой грех, тот не только получает пощаду и прощение, но ожидает и награды – освобождения души от ада присподнейшего, т.е. от геенны (Златоуст).

14 Боже, законопреступницы восташа на мя, и сонм державных взыскаша душу мою, и не предложиша Тебе пред собою.

Обижающий ближнего не представляет Бога пред своими глазами; и поступает так не в силу неведения – но вследствие дерзости (подобно разбойникам в пустыне, знающим о судьях и судах). Таких людей Пророк назвал законопреступниками и сонмом державных, за их злоумышления против души; ибо в собственном смысле это есть демоны (Златоуст).

15 И Ты, Господи Боже мой, Щедрый и Милостивый, Долготерпеливый и Многомилостивый, и истинный,
16 Призри на мя и помилуй мя: даждь державу Твою отроку Твоему, и спаси сына рабы Твоея.

Глас молитвы Христовой к Богу Отцу. Раба Господня – Пресвятая Дева Богородица, Сын Ея – Христос Господь (Василий В.).

17 Сотвори со мною знамение во благо: и да видят ненавидящии мя, и постыдятся, яко Ты, Господи, помогл ми, и утешил мя еси.

В собственном смысле знамением во благо служит для нас Крест святой, которым Христос победил врага – диавола и водрузил это победное знамение против демонов и страстей (Феодорит).

Псалтирь. Кафизма 12. Псалом 86


1 Сыном Кореовым, псалом песни, 86

Псалом песни или песнью псалма называются такие произведения, в которых пророчество о Христе соединяется с песнопением. Воспевают сыны Кореовы этот псалом о Церкви, проповедуя призвание в нее язычников и славу божественной спасительной благодати (Златоуст, Афанасий).

2 Основания его на горах святых: любит Господь врата Сионя, паче всех селений Иаковлих.

Основания Христа – пророки и апостолы, научившие мир благочестию. Они же, по причине возвышенности проповедуемого учения, уподобляются святым горам. Сион – Небесный Иерусалим, врата Сионя – святые Церкви на земле, посредством которых входят христиане в горний Сион. Селения Иаковля – подзаконное древнеиудейское служение (Златоуст, Афанасий, Феодорит).

3 Преславная глаголашася о тебе, граде Божий.

Градом Божиим именует святую Церковь и святую душу Преславное изглаголано о них то, что в них вселится Единородный Сын Божий. Одушевленный град Божий есть и Дева Мария (Афанасий, Епифаний, Златоуст).

4 Помяну Раав и Вавилона ведущым мя: и се иноплеменницы, и Тир, и людие Ефиопстии, сии быша тамо.

Слова эти, сказанные Пророком от лица Бога, ясно учат нас что Церковь Христова составлена из всех народов и даже самых беззаконных; ибо Раав блудница – означает Церковь из язычников. Вавилон – город зверонравный и злочестивый. Иноплеменницы или филистимляне – люди суеверные и беззаконные. Нечестие Тира в плачевных чертах представил пророк Иезекииль. А людьми ефиопскими названы не только черные телом, но и все очерненные душою (Феодорит).

5 Мати Сион речет: человек и человек родися в нем, и Той основа и Вышний.

Каждый человек наименует Сион, т.е. Церковь, – Матерью, как духовно рожденный ею и питающийся от нее святыми Христовыми Тайнами; и как вожделенному и возлюбленному для чад – ибо нет ничего вожделеннее матери. А также исповесть рожденного Богочеловека Иисуса Христа, Который и основал святую Церковь (Афанасий, Феодорит).

6 Господь повесть в писании людей и князей сих бывших в нем:

Господь удостоит написания в «Книгу жизни» родившихся духовно в умственном Сионе – в Церкви Христовой или христианской, как Сам Он сказал: радуйтеся, яко имена ваша написана суть на небесех (Лк. 10, 20) (Афанасий, Феодорит).

7 Яко веселящихся всех жилище в тебе.

Пророк удивляется – как и в какой мере веселятся все обитающий в Сионе? – Подлинно же веселятся и обитают в Божием жилище те, кто живет Духом, потому что Сион – есть храм Духа (Златоуст).

Псалтирь. Кафизма 12. Псалом 87


1 Песнь псалма сыном Кореовым, в конец, о Маелефе еже отвещати, разума Еману Израильтянину, 87

В конец о Маелефе переводится как победная песнь хором, которую начинал один псалмопевец – Еман Израильтянин, а ему соразмерно и согласно отвечал хор. Псалом изображает предсмертные борения Иисуса Христа, Его страдания и смерть. Поскольку таинство Христово глубоко и к разумению его необходим крайне тонкий духовный разум, то в надписании сказано: разума.
Пророчество излагается в виде молитвы к Богу и показывает болезни человеческого рода после грехопадения. Молитва эта приличествует всякому благочестивому, подверженному скорби, но неотступному в молитве и уповании Божией помощи (Златоуст, Афанасий, Феодорит).

2 Господи Боже спасения моего, во дни воззвах, и в нощи пред Тобою.
3 Да внидет пред Тя молитва моя: приклони ухо Твое к молению моему.

Этими словами Христос Спаситель взывал к Богу Отцу во время предсмертных борений. К Отцу неоднократно Христос взывал во дни – на горе, а в нощи – в Гефсимании. Так и каждый из нас должен во дни и в нощи взывать перед Богом, если желает, чтобы молитва его дошла до Господа и прошения имели успех (Златоуст).

4 Яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися.
5 Привменен бых с низходящими в ров: бых яко человек без помощи.

Пророчество это исполнилось в Гефсимании, когда Христос сказал ученикам: прискорбна есть душа Моя до смерти (Мф. 26, 38). Тогда же Он привменен бых, то есть причислен к нисходящим в ров смерти и бых яко человек без помощи, ибо действительно тогда ученицы вси оставльше Его бежаша (Мф. 26, 56).
Один Иисус умер ради беззакония людей, и, когда был мертв, пребывал свободным, поскольку не имел греха, который соделывал бы Его повинным смерти (Афанасий).

6 В мертвых свободь: яко язвеннии спящии во гробе, ихже не помянул еси ктому, и тии от руки Твоея отриновени быша.

Христос уподобил Себя не только людям язвенным (раненым), но и изглажденным из памяти Бога, отринутым от руки Его, спящим во гробе, т.е. лишенным сил и деятельности за грехи свои. Христос же был помянут у Отца за Свое незлобие.
Тело Христово и по смерти было исполнено животворной силы, почему оно в одно и то же время источило из ребра кровь и воду: первую – как доказательство человека, а вторую – в доказательство того, что выше человека; так как невозможно этому произойти от мертвых тел (Златоуст, Афанасий).

7 Положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней.
8 На мне утвердися ярость Твоя, и вся волны Твоя навел еси на мя.

Яростию Божиею называет наведенное на род человеческий проклятие смертию. А так как Христос сделался за нас клятвою – то ярость Божия утвердилась в Нем. Волнами называет искушения, понесенные Господом ради нас (Афанасий, Евсевий).

9 Удалил еси знаемых моих от мене, положиша мя мерзость себе: предан бых и не исхождах.

Во время страданий все Его оставили: стояху же еси знаеми Его издалеча, и жены споследствовавшыя Ему от Галилеи, зрящя сия (Лк. 23, 49). Положиша Мя мерзость себе – смотри, как и доныне иудеи гнушаются именем Христовым (Златоуст, Афанасий).

10 Очи мои изнемогосте от нищеты: воззвах к Тебе, Господи, весь день, воздех к Тебе руце мои.

Очи Христа изнемогосте от нищеты, то есть от страданий, ибо Он много о нас печалился и плакал. Он проливал слезы даже о погибели предателя, когда свидетельствова, возмутися духом и рече: аминь, аминь глаголю вам, яко един от вас предаст Мя (Ин. 13, 21), где смущение духа означает плач, а воздеяние рук выражает мучительную скорбь души (Златоуст, Афанасий).

11 Еда мертвыми твориши чудеса; или врачеве воскресят, и исповедятся Тебе;

Изможденный от страданий Христос в предсмертных борениях обращается к Отцу, прося Его помощи: ибо не для мертвых творит Бог чудеса и нет врача, который мог бы освободить от смерти; ни для находящихся в погибели невозможно познать истину, ни преданным земли забвенной, т.е. лишенной плодов Св. Духа – никому из них невозможно быть причастником божественного человеколюбия. Поэтому, ради таковых Христос снисходит и причисляет Себя к ним, сущим во аде (Афанасий).

12 Еда повесть кто во гробе милость Твою, и истину Твою в погибели;
13 Еда познана будут во тме чудеса Твоя, и правда Твоя в земли забвенней;
14 И аз к Тебе, Господи, воззвах и утро молитва моя предварит Тя.

Эти слова показывают, что молитва Спасителя, в которой говорится: ты же, Господи, возставь мя, пришла в действие поутру, когда Он и воскрес. Поэтому и желающему в этой жизни освободиться от всякого рода бедствий необходимо усердною молитвою предварять утро (Феодорит, Евсевий).

15 Вскую, Господи, отрееши душу мою, отвращаеши лице Твое от мене;
16 Нищ есмь аз, и в трудех от юности моея: вознес же ся, смирихся, и изнемогох.

Христос с воплем молился как принявший наше лицо, которое Бог отверг за непослушание. Богат Сый, стал нищ ради нас (см. 2 Кор. 8, 9) и был в трудех от юности, и подвергался многим кознем. И будучи вознесен на Крест смирихся и изнемогох (Златоуст).

17 На мне преидоша гневи Твои, устрашения Твоя возмутиша мя:

Поскольку Христос воспринял на Свое тело грехи всех людей, поэтому по Нем прошли все гневи за различные грехи, смутили и проникли в самое сердце (Златоуст, Евсевий).

18 Обыдоша мя яко вода, весь день одержаша мя вкупе.
19 Удалил еси от мене друга и искренняго, и знаемых моих от страстей.

Здесь Христос упоминает о дне страдания, когда Его окружали распинатели, а ученики – впав в малодушие, бежали. Но причину этого Божественный Страдалец приписывает не им, а Отцу, потому что таинство креста, как совершавшееся по мысли и благоволению Отца, превышало их силы. Это моление прилично и сообразно всякому страждущему и скорбящему, и обуреваемому помыслами.
Хотя псалом этот не воссыланием благодарения, но плачевною жалобою заканчивается, однако, не менее прочих полезен для удержания нас в подвиге молитвы. Ибо, по словам божественного апостола, елика преднаписана быша, в наше наказание преднаписашеся: да терпением и утешением писаний, упование имамы (Рим. 15, 4) (Златоуст, Феодорит).

Псалтирь. Кафизма 12. Псалом 88


1 Разума Ефама Израильтянина, псалом 88

И в этом псалме божественный Давид говорит о великих делах разума Божия, ибо рассеянные в нем пророчества о Христе имеют нужду в разумении. Все обещания Божии царю Давиду разумеются как обещания Самому Христу и наследникам Его царства. Пророк предсказывает рождение Христа от семени Давидова, царство Его и спасительное страдание, какое Он претерпел за нас (Златоуст, Афанасий, Августин).

2 Милости Твоя, Господи, во век воспою, в род и род возвещу истину Твою усты моими.

Какие эти милости Господни, которые Он оказал нам и которые мы должны воспевать, как не разрушение начальств и властей, и самой державы диавола и освобождения нас от греха и смерти? Истина Господня – есть Христос, сошедший с небес ради нашего спасения и имя Которого произносят устами своими в роды и род все святые (Афанасий).

3 Зане рекл еси: в век милость созиждется, на Небесех уготовится истина Твоя.

Милость великая и чудесная созиждется, т.е. воздвижется и восстанет чрез Христа Бога, а именно: спасение и благодать (Афанасий).

4 Завещах завет избранным моим, кляхся Давиду рабу Моему:

Эти слова сказываются от лица Бога Отца; избранные Его – Авраам, Исаак, Иаков, которым были даны обетования о Христе. А под именем Давида, истощившего себя до рабия зрака (Флп. 2, 7), разумеется Господь наш Иисус Христос (Златоуст, Августин).

5 До века уготоваю семя твое, и созижду в род и род престол твой.

Явно, что это относится к самому Давиду, ибо как может это относиться к умершему? Но ко Христу, как происходящему от рода Давидова и всегда живущему и царствующему (Афанасий).

6 Исповедят Небеса чудеса Твоя, Господи, ибо истину Твою в церкви святых.

Здесь перемена тона, так как далее речь идет от лица Пророка. Под небесами разумеет тех, кто помышляет о небесном (такой человек называется небесным и у Павла) (см. 2 Кор. 5) (Златоуст).

7 Яко кто во облацех уравнится Господеви; уподобится Господеви в сынех Божиих;

Пророк делает сравнение соразмерно с немощью неверных. Один только сатана дерзнул по гордости своей уравниться Господеви, но низвержен был с небес во тьму кромешную, ибо ни на земле, ни на небе нет равного Богу. Да и каким образом получивший станет подобен давшему, имеющему власть и отнять свой дар. Господь Бог – есть Дух (Ин. 4, 24).
Облаками называет ангельские силы по причине возвышенности их; ангелы хотя и безтелесны, однако находятся в пространстве и имеют очертания: сыны Божии есть святые, образ и подобие Божие даны им только отчасти: от исполнения Его (Христа) – свидетельствуют они сами, – мы вси прияхом и благодать возблагодатъ. Поэтому, Он дает как Бог, а те обогащаются принятым от Него (Златоуст, Феодорит, Афанасий, Евсевий, Дидим).

8 Бог прославляемь в совете святых, Велий и Страшен есть над всеми окрестными Его.

Кто же эти окрестные, как не святые? Ибо хотя они и приближаются к Богу святостью жизни, но Он страшен и для них, когда они грешат. Господь строг к праведнику и щедролюбив к грешнику – сообразно нашей пользе. Ибо праведника страхом Он подкрепляет, а грешника милосердием восставляет (Златоуст).

9 Господи Боже сил, кто подобен Тебе; Силен еси, Господи, и истина Твоя окрест Тебе.

Это выражение Пророк часто повторяет, не предлагая вопрос Богу, а изумляясь Его величию, желая показать Его ни с чем несравнимость. Свидетельствует и о равенстве Отца с Сыном, называя Христа Истиною Отца, как из Него исходящего. Кто намеревается соделаться подобным Христу, чтобы и самому можно было именоваться сыном Божиим, рожденным от Духа, святым, тому преимущественно надлежит благодушно и терпеливо переносить встречающиеся скорби, будут ли это телесные болезни, или обиды и укоризны от людей, или же и козни от лукавых демонов.
Ибо, по смотрению Божию, попускаются испытания душ различными скорбями, чтобы несомненно явными соделались души, искренно возлюбившие Господа (Златоуст, Макарий В.).

10 Ты владычествуеши державою морскою: возмущение же волн его Ты укрочаеши.

Пророк от невидимого обращается к прославлению Бога в видимых вещах, упоминая о море, как о страшной буре (Златоуст).

11 Ты смирил еси яко язвена гордаго: мышцею силы Твоея расточил еси враги Твоя.

Гордый есть диавол, которого Бог смирил яко язвена – как раненого или как пораженного. Смиряет Господь чувственно и каждого гордого человека, который через постигшие болезненности смиряет высокоумие свое (Афанасий, Диодор).

12 Твоя суть небеса, и Твоя есть земля: вселенную и исполнения ея Ты основал еси.
13 Север и море Ты создал еси: Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуетася.

В священном Писании морем обозначается Запад. Пророк здесь сопоставляет север с западом, потому что обе стороны отличаются холодом и темнотой. Фавор и Ермон – обе горы находятся рядом. Первая возрадуется, как получившая благословение Христа за Преображение, а вторая, – как получившая благословение от своего соседа, а также, как возвышающаяся над Иорданом, в котором крестился Господь (Златоуст).

14 Твоя мышца с силою: да укрепится рука Твоя, и вознесется десница Твоя.

Единородный Сын Божий называется мышцею Отца, и рукою, и десницею Господнею (Кирилл).

15 Правда и судьба уготование Престола Твоего: милость и истина предъидет пред лицем Твоим.

Под правдою и судьбою разумей праведный будущий суд. Бог милует не всех, а тех только, кто сожалел о своих грехах и загладил их покаянием или делами милосердия в отношении к ближнему (Златоуст).

16 Блажени людие ведущии воскликновение: Господи, во свете лица Твоего пойдут,

Во свете Духа, посылаемом через Сына, который есть Лице Отца, будут ходить духоносцы, ибо их наставляет Дух Святый на все светлые дела (Никита).

17 И о имене Твоем возрадуются весь день, и правдою Твоею вознесутся.
18 Яко похвала силы их Ты еси, и во благоволении Твоем вознесется рог наш.
19 Яко Господне есть заступление, и Святаго Израилева Царя нашего.

Давид ублажает воспевающих Бога в любви и единомыслии (Никита).

20 Тогда глаголал еси в видении сыновом Твоим, и рекл еси: положих помощь на сильнаго, вознесох избраннаго от людей моих.

Через сынов Своих – Пророков Бог глаголал о спасении язычников. Христос был вознесен на Крест и привлек к Себе заблудших (Златоуст, Афанасий).

21 Обретох Давида раба Моего, елеем святым моим помазах его.

Эти слова сказаны Богом Отцом о Христе. Псалмопевец именует Христа Давидом, как от семени Его произшедшего; рабом – как явившегося в зраке раба. Обретох Давида, сына Иессеева, мужа по сердцу Моему, иже сотворит все хотения Моя (Деян. 13, 22).
Быть по сердцу Божию – значит любить Бога всем сердцем: имеяй заповеди Моя и соблюдай их, той есть любяй Мя (Ин. 14, 21). Потребны для Пастыря и труды многие, ибо он должен носить бремена всех (Афанасий, Августин, Димитрий).

22 Ибо рука Моя заступит его, и мышца Моя укрепит его.
23 Ничтоже успеет враг на него, и сын беззакония не приложит озлобити его.
24 И ссеку от лица его враги его, и ненавидящыя его побежду.
25 И истина Моя и милость Моя с ним, и о имени Моем вознесется рог его.
26 И положу на мори руку его, и на реках десницу его.
27 Той призовет Мя: Отец мой еси Ты, Бог мой и Заступник спасения моего.
28 И Аз первенца положу его, высока паче царей земных.
29 В век сохраню ему милость Мою, и завет Мой верен ему:
30 И положу в век века семя его, и престол его яко дние неба.

Все эти пророчества исполнились на Христе. Милость Божия обильно изливается и на рожденных от Него по духу через прощение грехов. Ибо не сам по себе верующий осмелевается назвать Бога Отцом, но по благоволению Спасителя, который соделал нас Своими братьями и сообразными Себе, потому и повелел молиться: Отче наш. Стихи: 22, 23, 24, 26, 28 – глаголы Духа Святаго.
Так, в Боге вся наша сила, все могущество и слава Руси, а без Бога мы все немощны и безсильны, безуспешны бываем, посмеяны повсюду, во всем мире. Поделом! Мы сами собою хотели и хотим управляться, без Бога, своим гордым разумом. Бог поругаем не бывает (Гал. 6, 7), и без Него нет прочного успеха ни в чем (Златоуст, Афанасий, Феодорит, Иоанн Кронштадтск.).

31 Аще оставят сынове его закон Мой, и в судьбах моих не пойдут:
32 Аще оправдания Моя осквернят, и заповедей моих не сохранят:
33 Посещу жезлом беззакония их, и ранами неправды их.

По божественному гневу, за беззаконные наши преступления случается град, и мор, и войны, и порча плодов, и землетрясения, и жестокости правителей. Ибо Господь посещает жезлом все наши беззакония, если живем не по святым Его заповедем. Поэтому, когда мы подвергаемся наказанию, не будем обвинять Бога, не будем порицать, хотя бы и подвизались в посте или другой добродетели, потому что и добрые дела мы совершаем не так, как должно, почему и нуждаемся в наказании (Василий В., Златоуст, Максим Грек).

34 Милость же Мою не разорю от них, ни преврежду во истине Моей.
35 Ниже оскверню завета Моего, и исходящих от уст моих не отвергуся.

Но посмотри! Вместе с наказанием Бог обещает и милосердие Свое. Сначала Он наказывает нас за грехи, но после наказания – милует. Он наказывает верующих для того, чтобы покаялись и спаслись. Какое безпредельное человеколюбие! (Златоуст).

36 Единою кляхся о святем Моем, аще Давиду солжу;

Клятвою Бог называет Свои обетования; ибо чем может клясться Тот, именем Которого все клянутся? Бог, не имея никого высшего, чтобы поклясться им, клянется Самим Собою и Своею святостью (см. Евр. 6, 1317) (Златоуст).

37 Семя его во век пребудет, и престол его, яко солнце предо Мною,
38 И яко луна совершена в век, и Свидетель на Небеси верен.

Престол Христов есть Церковь святая, которая будет блистать и просвещать поднебесную, пребывая постоянно как солнце и месяц. Ибо, как никто из людей не в состоянии погасить солнца и круга луны, так никто никогда не омрачит сияний Церкви, т.е. умственной светлости ее. Она светит всегда, как великие светила. Под верным Свидетелем Церкви подразумевает Писание Самого Господа Бога (Кирилл, Евсевий).

39 Ты же отринул еси и уничижил, негодовал еси помазаннаго Твоего.

Ранее Пророк говорил от лица Бога, а теперь сам обращается к Богу с собственными словами. За беззаконие отринул Бог иудеев, лишив их Царства Своего, что можно понимать буквально. Но в высшем смысле царство Христово не от мира сего (Ин. 18, 36), как Сам Он сказал, т.е. не чувственное – но умственное, ибо Царство Христово есть покорность верующих и добровольное служение их (Златоуст).

40 Разорил еси завет раба Твоего, осквернил еси на земли святыню его.

Под святынею разумеет Церковь Христову, которой попускал Бог по временам подвергаться гонениям на нее безбожных. А раб Божий есть Христос, как принявший на Себя зрак раба (Флп. 2, 7) и родившийся от Той, Которая сказала ангелу: се, раба Господня: буди Мне по глаголу Твоему (Лк. 1, 38) (Диодор).

41 Разорил еси вся оплоты его, положил еси твердая его страх.

Оплотами Христовыми и укреплениями Его называет святых апостолов; ибо, оставя Его во время страдания, те, которые казались твердынями Его, разбежались (Афанасий, Кирилл, Дидим).

42 Расхищаху его вси мимоходящии путем, бысть поношение соседом своим.
43 Возвысил еси десницу стужающих ему, возвеселил еси вся враги его:

Спаситель на Кресте был предметом насмешек и поношения для врагов (Афанасий).

44 Отвратил еси помощь меча его, и не заступил еси его во брани.

Сказано отвратил вместо «удержал». Господь не наказал немедленно распинателей, но по великому человеколюбию даровал им возможность покаяться (Афанасий).

45 Разорил еси от очищения его, престол его на землю повергл еси.
46 Умалил еси дни времене его, облиял еси его студом.

Псалмопевец объясняет предположение распинателей, которые думали, что подвергнув распятию Христа, они совершенно лишили Его бытия, и славы, и имени. Впрочем, пророки говорят о том, что совершается пред их очами: и здесь Давид, как очевидец, описывает страдания Христа (Кирилл, Афанасий).

47 Доколе, Господи, отвращаешися в конец; разжжется яко огнь гнев Твой;

Здесь перемена тона, потому что Пророк, оставив лицо иудеев, прерывает пророчество и обращается к Богу с просьбою о всем человечестве. Доколе будут иметь силу дерзости иудеев, желающих распять Единородного и Спасителя нашего? Долго ли, Господи, не благоволишь воззрети на болезни наши и не положишь конца бедствиям? Но, яко огнь возжигаешь гнев памятованием грехов наших (Златоуст, Афанасий).

48 Помяни, кий мой состав: еда бо всуе создал еси вся сыны человеческия;

Слаб и ничтожен состав человеческого естества, так как создан из земли и для воссоздания нуждается в Божией помощи. Не всуе, но по Своей благости создал Господь человека, чтобы он служил украшением всех созданий, и чтобы чрез него видны были смысл и цель творения (Златоуст, Феодорит).

49 Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти, избавит душу свою из руки адовы;

Никто не может избегнуть смерти и никто не в состоянии избавить души своей от муки адовы, если Владыка Господь не дарует воскресения (Афанасий).

50 Где суть милости Твоя древния, Господи, имиже клялся еси Давиду во истине Твоей;

Здесь перемена тона: Пророк снова обращается с пророчеством к народу иудейскому. Он просит исполнить обетования, указывая на пришествие Христа, которое служит основанием всякой милости и любви к нам Бога. Клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея (т.е. Христом, который есть Истина): от плода чрева Твоего посажду на престоле Твоем (Пс. 131, 11) (Златоуст).

51 Помяни, Господи, поношение раб Твоих, еже удержах в недре моем многих язык.
52 Имже поносиша врази Твои, Господи, имже поносиша изменению христа Твоего.

Давид и другие пророки много терпели поношений, поскольку пришествие Христа отлагалось и считалось поэтому ложным. Псалмопевец умоляет Бога вспомнить об этих поношениях и явно показать воплощение Господа, чтобы поддержать почтение к пророкам (Златоуст).

53 Благословен Господь во век: буди, буди.

Прекрасною печатью запечатлел Пророк свою речь. Он сугубо благословляет Христа, изрекая двойное благословение, потому что Христос положил конец поношению Пророков и Церкви (Златоуст).

Псалтирь. Кафизма 12. Псалом 89


1 Молитва Моисеа человека Божия, 89

Молитвою Моисея назвал этот псалом Давид потому, что, подобно Моисею, изложил здесь свое моление к Богу о людях, умоляя благость Его к состраданию людям и преклоняя Его на милость. Дух Святый в псалме поучает, что приступать к Богу с молитвою можно не иначе, как только отрешившись от мира и соделавшись человеком Единого Бога (Григорий Нисский, Августин, Иероним).

2 Господи, прибежище был еси нам в род и род.

Предлагая вести рассказ о печальном и оплакивая род человеческий, Псалмопевец начинает похвалами Богу, чтобы все, что после случится несчастного с человеком, казалось случившимся не по жестокости Творца, но по вине сотворенного (Иероним).

3 Прежде даже горам не быти, и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ты еси.

Пророк не полагает предела Отцу, но выражает этим вечность (Златоуст).

4 Не отврати человека во смирение, и рекл еси: обратитеся, сынове человечестии.

Этим начинается исповедание. Просит Давид Бога не допустить, чтобы человек впал в унижение и бедствие. Пророк выставляет Бога отвечающим: если обратитеся, то не будете подвержены таким бедствиям (Златоуст, Афанасий, Иероним).

5 Яко тысяща лет пред очима Твоима, Господи, яко день вчерашний, иже мимоиде, и стража нощная.

Оплакивая бедность и тленность человеческой жизни, Пророк возводит мысль к вечности, чтобы прочувствовали мы суетность и краткость нашей жизни и долготерпение Божие: подлинно тысяща лет у Бога как прошедший день, или даже как стража нощная, то есть четверть ночи (Златоуст, Феодорит).

6 Уничижения их лета будут: утро яко трава мимоидет, утро процветет и прейдет, на вечер отпадет, ожестеет и изсхнет.

Уничижением называет благополучие нечестивых, потому что они надеются на скоропреходящее богатство и красоту, ничего не стоящие. Да и вся жизнь человека похожа на сон. Утро – есть настоящая жизнь: благополучия в ней появляются подобно траве или цветочку, но увядают и засыхают под лучами Солнца – Правды и становятся сеном, которое остается бросить и сжечь (Златоуст, Иероним).

7 Яко исчезохом гневом Твоим, и яростию Твоею смутихомся.

Ясно возвещает бедствия, постигшие их за собственные грехи. Это может быть применено ко всем людям; потому что весь род человеческий, в наказание за беззакония свои, подвергается всякого рода бедствиям и треволнениям (Афанасий).

8 Положил еси беззакония наша пред Тобою: век наш в просвещение лица Твоего.

Беззакония мы сами призываем себе на главу… Недремлющее око Божие назирает самые сокровенные тайны. Ибо человек видит только лицо, а Бог – сердце. И дивно то, что восходят на небо, к Богу, не только добрые дела, но и грехи человеческие. И все, что совершается по вселенной, хотя бы даже в глубочайших пропастях земных, все для Него столь явно, как будто совершается пред Его Лицем…
Пречистому Лицу Божию не должен являться оскверненный грехами; беззаконное не достойно того, чтобы было видимо Богом (Афанасий, Димитрий, Григорий Нисский, Иероним).

9 Яко вси дние наши оскудеша, и гневом Твоим исчезохом:

Через грех постигло нас наказание Божие, которое произвело болезни. И в болезнях проводим мы краткое время жизни нашей (Афанасий, Феодорит).

10 Лета наша яко паучина поучахуся. Дние лет наших, в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь: яко прииде кротость на ны, и накажемся.

Годы жизни человеческой Пророк уподобил паутине, которая делается с большим трудом, но вследствие своей непрочности скоро пропадет. Поэтому он твердо переносил печали и пренебрегал призрачными благами, как скоротечными по своей природе. «Паук бегает семо и овамо, делая паучину, яже не долго пребывает: тако и житие человеческое, аще многотрудно, но яко пар и дым вмале является, потом же и исчезает. В старости попущает Бог на человека болезнь, пресекая ему страсть до греха, да в такой кротости спасение получит» (Златоуст, Псалтирь с толкованием).

11 Кто весть державу гнева Твоего; и от страха Твоего ярость Твою исчести;

Этим вопросом Пророк подразумевает вечное мучение, которое навлекает бремя грехов наших. Постоянное памятование об этом способствует воздержанию от грехов и усовершенствованию в добродетели (Златоуст, Григорий Нисский, Феодорит).

12 Десницу Твою тако скажи ми, и окованныя сердцем в мудрости.

Просит, чтобы явились Христос и апостолы, как окованные (испытанные) сердцем в мудрости, потому что от них исходит спасение нас грешных. Будем всегда вести себя, как наказанные сердцем в мудрости, – непрестанно дыша Иисус-Христом. Если же, по какой-либо случайности опустившись, вознерадим об этом умном делании, то в следующее утро опять добре препояшем чресла ума нашего и покрепче возьмемся за дело свое, зная, что нет никакого оправдания нам (Златоуст, Афанасий, Исихий).

13 Обратися, Господи, доколе; и умолен буди на рабы Твоя.

Просит не Бога обратиться к нам, но нас обратить и исправить. Доколе – не обвиняет Бога, а как бы скорбя о Его медлительности, показывает, что мы нуждаемся в скорой помощи (Златоуст).

14 Исполнихомся заутра милости Твоея, Господи, и возрадовахомся, и возвеселихомся.
15 Во вся дни нашя возвеселихомся, за дни в няже смирил ны еси, лета в няже видехом злая.

Пророк еще не окончил молитвы, но как услышанный, произносит эти слова, – заявляя торжественно, что он исполнился милости Божией: причастился божественной благодати и увидел неизреченный свет (Златоуст, Григорий Нисский).

16 И призри на рабы Твоя, и на дела Твоя, и настави сыны их.
17 И буди светлость Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправи на нас, и дело рук наших исправи.

Пророк опять возвращается к молитве… Он не удовлетворяется собственным спасением, но просит светлости, т.е. благодати Святаго Духа и рабам Божиим. И блаженный Давид глубоко сознавал невозможность получить успех в своем деле и труде собственными только усилиями, поэтому удвоенным прошением просит сподобиться помощи Божией, говоря: и дела рук наших исправи на нас, и дело рук наших исправи (Златоуст, Григорий Нисский, Кассиан).

Псалтирь. Кафизма 12. Псалом 90


Хвала песни Давидовы, не надписан у еврей, 90

Божественный Дух устами Богоотца Давида раскрывает в этом псалме величие дел Божиих. Пророк показывает неизреченную пользу от упования на Бога и неизмеримое обилие благ, таящихся в нем. Тайноводствуемые Христом побеждают невидимых врагов: начальства и властей, мироправителей тьмы века сего, духов злобы поднебесных (см. Еф. 6, 12), и самого ненавистного сатану (Златоуст, Афанасий, Феодорит).

1 Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится.

Пророческий дух ублажает человека, которому помощь и пособие есть Сам Христос. Видишь ли, какое дерзновение имеет ко Всевышнему тот, кто исполняет Его заповеди? (Афанасий, Исихий).

2 Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.
3 Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна.

Давид отсюда обращает речь к самому уверовавшему и ободряет его: Бог избавит тебя от сети ловчи (тайных козней сопротивных сил) и от словесе мятежна (обидного) (Феодорит, Афанасий).

4 Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его.

Крылами называет действие Промысла Божия, употребляя подобие птиц, которые своими крыльями покрывают птенцов. Истина Его – Христос Бог; оружие – Крест Христов.
Как птицы под крылом кокоша, так весь мир под крылом Господа; всех и вся Он согревает – одних духовно, других – вещественною теплотою. И как кокош слышит писк и вздохи находящихся под ним птенцов, – так Господь слышит тайные вздохи, наши молитвы, видит все наши нужды (Златоуст, Феодорит, Иоанн Кронштадтский).

5 Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни,

Стрелою наименовал какую-то нечистую силу, «ангела смерти» (Афанасий).

6 От вещи во тме преходяшия, от сряща и беса полуденнаго.

Вещь преходящая во тьме – есть всякое злоумышление, проявляющееся там, где его не ожидают; а встреча полуденная – есть явный и открытый вред. Заметь, что демон полуденный возмутил Давида, когда он после полуденного сна впал в прелюбодеяние. Другие отцы бесом полуденным называют духа лености и уныния, нападающих в определенные часы, как лихорадка на больную душу и расстраивающих ее крепость. Срящ – есть всякий непредвиденный случай, встреча, нападение (Златоуст, Афанасий, Кассиан).

7 Падет от страны Твоея тысяща, и тма одесную Тебе, к Тебе же не приближится.

В высшем смысле псалом указывает, что живущий в помощи Божией будет подвергаться нападению с левой стороны (от страны) тысячам злых стрел – ярости и похоти, а с правой (одесную) – тмам, т.е. десяткам тысяч; ибо то, что право в нас, к сокрушению того устремлено множество лукавых сил.
Диавол, зная, что многие не принимают грехов явно, начинает брань против них с таких вещей, которые представляются хорошими, но потом через них низвергает их в явное зло. Но рукою тайною ратует Господь на амалика от рода в род (Исх. 17, 16). Ибо не перестает Господь спасать любящих Его (Афанасий, Исихий).

8 Обаче очима Твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши.

Своими очами ты увидишь победу над врагами и справедливое возмездие им. Воздаяние грешникам мысленным мысленно и сам увидишь после трезвенной молитвы. Именно она освобождает наш ум от всякого вещественного образа лукавых помыслов и дает ему познавать внушения мысленных супостатов и ощущать пользу трезвения (Златоуст, Исихий).

9 Яко Ты, Господи, упование мое: Вышняго положил еси прибежище Твое.

Дух человека Божьего и Дух пророческий, ответствуя друг другу, показывают, сколько пользы в уповании на Бога. Бог потому столько много печется о верном, потому что последний всецело предался в волю Божию и возложил все упование на Него: яко ты, Господи, упование мое. За это, – отвечает Пророк верному, – ты сподобишься и промышления от Него, так как Вышняго положил еси прибежище твое (Афанасий, Феодорит).

10 Не приидет к Тебе зло, и рана не приближится телеси Твоему.
11 Яко Ангелом Своим заповесть о Тебе сохранити тя во всех путех твоих.

Пророк ободряет человека: бедствия не только не одолеют его, но даже не приблизятся. Бог, посредством ангелов, отразит диавольские приражения. Более людей стыдись ангелов, которых при нас много, и удаляйся от всякого постыдного действия.
Под ангелами разумей также и богоносных мужей, которые имеют ведение о Боге, руководят нами и охраняют нас в жизни от соблазнов, понеже устне иереовы сохранят разум, и закона взыщут от уст его: яко ангел Господа Вседержителя есть (Мал. 2, 7) (Златоуст, Феодорит, Нил).

12 На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою.

Это выражение и диавол применил ко Христу, но Господь, обличая его, сказал в ответ: писано есть: не искусиши Господа Бога твоего (Втор. 6, 16; Мф. 4, 7), ибо Бог обещал помощь не искушающему, а бедствующему; не тщеславному, или ищущему пустой славы, но находящемуся в крайней нужде. Под камнем можно разуметь всякий грех и всякое препятствие добродетели, а под ногой – душу человека (Златоуст, Пелусиот, Афанасий).

13 На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия.

В высшем смысле наступанием на ядовитых и плотоядных зверей Давид выразил победу над злом. Кто попирает гнев тот попирает льва, потому что лев отличается яростью; а кто попирает удовольствия и нечестия – тот попирает аспида, василиска и дракона, потому что плотское удовольствие и всякое житейское зло справедливо сравнивается с гадами, пресмыкающимися по земле.
Под аспидом и василиском подразумевается крайнее лукавство: потому что аспид испускает смертный яд, а василиск причиняет вред и своим взором. По своей свирепости аспид противится всяким заклинаниям. Василиск (очковая змея) имеет огненные глаза и содержит в глазу яд – как это говорится и о людях завистливых. Дракон (удав) – это самый огромнейший змей: проглатывает людей, быков и волов; по ужасной силе своей изображает собою диавола (см. Апок. 12, 34).
Давид упомянул этих наиболее злых и сильных животных, желая показать, что человеку, охраняемому Богом, не могут повредить никакие враги видимые и невидимые. Тысячи возлюбивших жизнь пустынную, упованием на Бога избегли этих неприязненных нападений, живя вместе со зверьми. И демон также есть аспид, василиск, лев и змей; потому что все вредные действия, производимые этими зверями, и он в себе имеет (Златоуст, Феодорит, Григорий Нисский, Василий В., Афанасий, Кирилл, Диодор).

14 Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое.

Это уже говорит Бог – показывая плод упования – надежду на Бога. Не обольщайся, надежду на Бога предваряет труд для Бога и пролитый в делании добра пот. Только праведник, яко лев уповает (Притч. 28, 1). И как его постоянное попечение посвящено Богу, так и Бог воздает ему. Расслабленный и ленивый к делу своему не может иметь такой надежды.
Кто же знает имя Его? Тот, кто с кротостью покорил Ему волю своего ума, и кто должным образом Ему покорен; а не тот, кто по слуху знает Его (Исаак, Феодорит, Златоуст, Евсевий).

15 Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби изму его и прославлю его.
16 Долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Это Господь так говорит праведнику. Поистине, что может быть больше того блаженства, когда мы имеем Бога своим Защитником в брани против врагов. Ибо тогда-то наиболее и нужно Ему быть при нас, когда окружают нас скорби и бедствия. Послушным и готовым на помощь находит Бога тот, кто взывает к Нему сильным душевным голосом. О, слова, преисполненные любви!
О, слова, вдыхающие живейшее упование молящемуся!.. В самые скорбные, безотрадные минуты Господь с нами. А мы думаем, что нет, что Господь оставил нас. Мать не может совершенно привлечь в любовь свою нашего сердца, а Господь привлекает святыми тайнами и молитвой (Афанасий, Исаак, Иоанн Кронштадтский).

Вы ознакомились «Псалтирь. Кафизма 12», читайте «Псалтирь. Кафизма 13»

Группа «Вконтакте»

Подписывайтесь на канал в «Ю-Туб»