Храм Воскресения Словущего. Россия, Санкт-Петербург, Московский проспект пр.,17. История создания, причины постройки Церкви, закрытие и восстановление работы в наше время.


Контакты

Моя почта: igor-pl@yandex.ru. Игорь Платошин.



Храм Воскресения Словущего.


История храма Воскресения Словущего в Санкт–Петербургском кадетском ракетно–артиллерийском корпусе берет начало в 90–х годах XVIII столетия.
Содержание:
Причина создания кадетских корпусов.
Первый проект Императорского Военно-Сиротского Дома.
Передача графской усадьбы Р.И. Воронцова в государственную казну.
Просвещение и образование — цель Православной Церкви.
Причины для построения своего Храма.
Проект и построение Церкви Воскресения Словущего.
Символы Креста.
Интерьер Церкви.
Художник Степан Артемьевич Безсонов.
Освящение Храма Воскресения Словущего.
Переименование кадетского корпуса.
Столетний юбилей Храма Воскресения Словущего.
Закрытие Храма Воскресения Словущего.
Восстановление Храма Воскресения Словущего.
Исторические поиски.
Храм Воскресения Словущего — отзывы кадетов.
Помощь фонда в восстановлении Храма.
Храм Воскресения Словущего — учреждение прихода.
Воздвижение Креста на купол.
Храм Воскресения Словущего — реставрация.
Первый праздничный молебен.
Храм Воскресения Словущего — святыни.
Храм Воскресения Словущего живет и развивается.
Новая страница в истории Храма Воскресения Словущего.



Причина создания кадетских корпусов.

Екатерина  Вторая, кадетский корпус Российская императрица Екатерина Великая оставила след в истории, как самодержица с прогрессивными взглядами. Ее увлечение литературой, общение с французскими просветителями стало началом эпохи культурного развития в России. На второй план ушли многочисленные войны, которые вела Екатерина II с Турцией и Речи Посполитой.

Немало способствовали они расширению границ государства, в состав которого вошли Крым, Новороссия, районы Северного Кавказа. Однако стоил такой успех сотнями тысяч жизней простых людей. Дети оставались сиротами и были обречены на жалкое существование, так как матери одни не могли их прокормить.

Видя такое положение дел, наследник престола учредил 2 школы для детей воинов и инвалидов войн, чтобы предотвратить вымирание нации. Заведения расположились на Каменном острове и в Гатчине. В 1795 году для удобства управления они были объединены и названы Военно-Сиротским домом.

В 1796 году цесаревич заходит на престол под именем Павла I и издает указ о создании военно-учебных заведений для детей-сирот по всей России. Их обучали грамоте, инженерному делу, строевой подготовке и военным наукам с 7 лет. С 15 лет обученные солдаты зачислялись в армию. Военно-сиротские дома для детей солдат на полном государственном обеспечении получили название Кадетский корпус.

Отличники имели право продолжить обучение на получение офицерского звания в военных училищах без экзаменов. Кадетские корпуса стали оплотом российской армии и способствовали успешному проведению реформ


Первый проект Императорского Военно-Сиротского Дома.

В конце восемнадцатого века был образован специальный дом для детей сирот. Годом основания считается 1798 год, ведь именно в этом году император Российский дал приказ создать это заведение.

В здании имелось два равноправных отделения. Первое состояло из детей бедных военных и разорившихся дворян. Этих воспитанников во время прохождения обучения называли кадетами, а выпускались они уже в звании прапорщиков и обер-офицеров. В другое отделение входили дети погибших военных. Из них получались унтер-офицеры, ведь именно такое звание им давалось после выпуска из стен учреждения.

Кроме того, в Императорском Военно-Сиротском Доме были девушки. Это дочери дворян и солдат. Еще были среди проживающих инвалиды, получившие ранения во время военных действий. Кстати, женское отделение со временем было отделено и стало называться Павловским институтом.

Располагался этот Дом в личных владениях генерала Воронцова, который в то время являлся сенатором при императрице Екатерине Петровне.Воспитанникам преподавали Закон Божий, чтение, арифметику. Обучали военной науке. А после совершеннолетия отправляли на службу в действующую царскую армию.


Передача графской усадьбы Р.И. Воронцова в государственную казну.

Когда на Российский престол вошла Екатерина вторая, Воронцов оказался в немилости. Его послали управлять далекими от столицы землями. Он вел разгульную жизнь, поэтому быстро разорился. Существует легенда, что узнав о разорении Воронцова, Екатерина подарила ему кошелек и этот подарок его так поразил, что вскоре генерал скончался.

После этого дом, принадлежавший Воронцову перешел в государственную казну и в нем решили разместить сирот. Усадьба графа была большой: с одной стороны она выходила на Фонтантку, другой упиралась в плац, а с третьей была знаменитая Царскосельская дорога, которая ныне называется Московским проспектом в Санкт-Петербурге.

Стоит сказать, что под нужды военно-сиротского дома отдали не всю усадьбу целиком, а лишь ее небольшую часть, расположенную между царскосельской дорогой и Фонтанкой. А всем остальным зданием владело академия наук. Там разместили большой Ботанический сад, который могли посетить все желающие. Директором Императорской Академии Наук в то время была Дашкова. Интересно, что она графу Воронцову приходится родной дочерью.


Просвещение и образование — цель Православной Церкви.

В конце весны 1798 года, зодчим Д. Ивановым в строении Воронцова был проведён ремонт. В ноябре здесь расселили воспитанников.
С самого начала решено было обустроить при заведении православный храм для совершения Божественной Литургии и многочисленных молебнов: на начало учебного года и прочих.
Следовало пригласить священника — преподавать Закон Божий, формирующий нравственность. Этот предмет был главным, его вписывали первым в табель. Христианское воспитание было на первом месте.
Храм был крайне нужен для будущих военных. Он был непосредственно связан с образовательными процессами и укладом жизни учеников. Воспитанники регулярно бывали на богослужениях, приступали к Таинствам Исповеди и Причастия. Соблюдались постные дни, отмечались церковные праздники.
В дореволюционные годы, образовательные заведения находились в тесном сообщении с Православной Церковью. Всё, что касалось просветительских и образовательных процессов, было посвящено действию промысла Божьего на человеческую жизнь.
Просвещённый ― тот человек, на которого снизошла Божественная благодать, чья душа просветилась. Народная мудрость гласит: «Ученье свет, а неученье тьма». Светлая сторона мира испокон веков лишь у Господа, темнота ― у противостоящего Ему Диавола. В продвижении к свету, к познанию Господа и его творения заключается подлинный смысл просвещения.
Христианское образование помогает раскрыть образ Господа, который спрятан в людях под слоем грехов. С помощью просвещения можно преобразить вначале душу, а после ― тело. Бог совершенный, а человек является Его подобием. Святые ― вот кто является поистине просвещенными людьми.
Отечественная история полна имён подвижников, которые стяжали Божественную благодать благодаря вере, мудрости, храбрости, христианской любви. Это ― святые воины:
• преподобный Илья Муромец;

• благоверный Александр Невский;

• адмирал Феодор Ушаков.


Причины для построения своего Храма.

Собственного храма в Воронцовской усадьбе не было; её помещения были для этого слишком малы. Было решено найти годное для церкви помещение близ Военно-Сиротского Дома, с тем, чтобы впоследствии передать его под ведомство этого учебного заведения.

Будучи первым директором училища, Веймарн присмотрел храм, разместившийся на Волынкином дворе. Это была действующая церковь Воскресения Словущего, отстроенная из дерева в 1787 году. У церквушки был свой приход; служение здесь вёл батюшка Иоанн Григорьев при содействии дьяка и пономаря.

Задуманное реализовалось. Согласно приказу 30.01.1800 года, изданному Особой экспедицией, названная церковь вместе со своим приходом перешла в ведение Военно-Сиротского Дома.

Спустя время его воспитанники ощутили на себе ряд сложностей. Дело в том, что помещения Воронцовского дома были тесны, а санитарное состояние здания оставляло желать лучшего. Условия содержания воспитанников были неудовлетворительны, мальчики часто болели. Значительное расстояние, отделявшее дом от церкви, не позволяло посещать службу при плохих погодных условиях.

Учитывая эти обстоятельства, Совет о военных училищах, возглавляемый великим князем Константином Павловичем, выдвинул инициативу о реконструкции Военно-Сиротского Дома, в результате которой в нём была бы обустроена домовая церковь.

Предложение получило высочайшее утверждение 3.03.1806 года. Проведение переустройства было поручено подпоручику военно-инженерных войск А. Е. Штауберту.


Проект и построение Церкви Воскресения Словущего.

Александр Егорович Штауберт родился в 1780 году в семье обер-офицера и уже в восемь лет был отдан в Санкт–Петербургскую академию художеств, где обучался у архитектора А.Д. Захарова. В 1801 году после получения аттестата первой степени он был определен преподавателем во Второй шляхетский кадетский корпус. Параллельно он работал в Инженерной экспедиции.

В 1805 году зодчий А.Н. Воронихин привлек начинающего архитектора к постройке Горного кадетского корпуса и поручил ему оформление домового храма в честь преподобного Макария Египетского.

Это была первая работа Штауберта, к сожалению, не дошедшая до наших дней из–за последующих переделок, но принесшая архитектору известность.

После нее он получил заказ на перестройку Военно–Сиротского Дома на 500 человек. В помощь ему определили полкового архитектора В.И. Зражевского.

Проект Штауберта предусматривал значительное расширение здания и устройство главного фасада на Царскосельской дороге (ныне Московский проспект), а не на Фонтанке, как было прежде.

Главным наблюдателем за работами был назначен генерал фон Сухтелен, а ближайший надзор возложен на директора Геена, который одновременно являлся председателем особого комитета от строений. В комитет входили смотритель поручик Латинский, архитектор Штауберт и каменный мастер итальянец Руджи, участвующий в строительстве Казанского собора. Строительство Военно–Сиротского Дома завершилось к концу 1809 года.

Главный корпус, исполненный в стиле классицизм, сохранился до наших дней. Он представляет собой трехэтажное кирпичное здание с двумя выступающими ризалитами и центральным ордерным портиком.

Дом Р.И. Воронцова. Храм Васкресения СловущегоПервый рустованный этаж решен как цоколь. Окна второго этажа оформлены сандриками разной формы и рельефными наличниками. Фриз украшен лепной арматурой.

Военно–Сиротский Дом был очень удачным дебютом двадцатипятилетнего Штауберта и вполне выдерживает сравнение с произведениями классиков петербургского ампира Захарова, Руска, Стасова и Росси.

В левом крыле здания Штауберт устроил домовую православную церковь, а в правом, симметрично ей, – лютеранскую. На фасаде православный храм был отмечен куполом на барабане, декорированном ионическими колонками. Купол венчал деревянный крест.

Символы Креста.

В дореволюционной России на купола церквей и соборов чаще устанавливали деревянные, а не металлические кресты. Они служили напоминанием для верующих, что Господь был распят на кресте, изготовленном из древа.

Крестом, изготовленным из тщательно просушенной дубовой древесины, был увенчан Казанский кафедральный собор в Санкт–Петербурге.Крест училищной церкви своими очертаниями напоминал крест Казанского собора. Его конфигурация — на шаре «державном яблоке» — называлась «Царей держава и утверждение».Она знаменовала, что под куполом церкви собираются будущие защитники, броня России и оплот Государя.

На пересечении перекладин креста был помещен диск с расходящимися лучами ― «Солнце правды», как именован Господь Иисус Христос в рождественском тропаре.

Интерьер Церкви.

Внутри церковь была двусветной. Она занимала второй и третий этажи. Ее интерьер, выдержанный в стиле ампир, был оформлен парами колонн и пилястр композитного ордера.

Стены, облицованные белым стюком, украшали позолота и живопись. Лепку и росписи по эскизам Штауберта исполнили итальянские мастера Фридолино Торичелли и Варнава Медичи, прибывшие в Россию в числе других итальянских декораторов в конце XVIII века.

Двухъярусный резной золоченый иконостас изготовил известный питерский резчик Фохт, а иконы написал художник С. А. Безсонов.

Художник Степан Артемьевич Безсонов.

Степан Артемьевич Безсонов родился недалеко от Петербурга, в деревне Клинское, в 1776 году. В шесть лет он поступил в Императорскую академию художеств, где учился у академика И.А. Акимова. Об успехах Безсонова говорят награды, полученные им за годы обучения: малая и большая серебряные медали и малая золотая медаль за картину «Жертвоприношение Ноя».

В 1797 году Безсонов закончил академию с аттестатом первой степени.
1800 году его привлекли к исполнению росписи церкви Михайловского замка, а затем к написанию икон для Казанского собора. Параллельно Безсонов исполнял заказ для церкви Воскресения Словущего.

За роспись «Тайная вечеря» в главном алтаре Казанского собора художник удостоился звания академика. В церкви Воскресения Словущего аналогичная икона находилась в главном иконостасе над Царскими вратами. Венчали иконостас крест той же конфигурации, что и на куполе, и два обращенных к нему ангела.

О судьбе икон училищной церкви сегодня, к сожалению, ничего неизвестно. Об их художественных достоинствах можно судить лишь по одобрительным отзывам современников и по сохранившимся и восстановленным работам в Казанском и Спасо–Преображенском соборах, церквях Таврического и Царскосельского дворцов.

Можно предположить, что выполненные в духе классицистической живописи образа Безсонова вполне удовлетворяли эпохе и органично вписались в интерьеры училищной церкви.

Освящение Храма Воскресения Словущего.

30 января 1810 года храм, ставший преемником церкви на Волынкином дворе, был торжественно освящен в честь Воскресения Словущего, или Обновления Иерусалимского храма. Чин совершал митрополит Амвросий (Подобедов). День освящения училищной церкви, наряду с Рождеством Христовым и Пасхой, стал одним из самых любимых праздников для воспитанников.

В 1814 году деревянную церковь на Волынкином дворе разобрали, а иконы и утварь перенесли в новый храм.

Переименование кадетского корпуса.

В 1829 году император Николай I в память о своем отце императоре Павле повелел переименовать Военно-Сиротский Дом в Павловский кадетский корпус, который пребывал в указанном здании до 1857 года.

Затем здесь разместился Константиновский кадетский корпус, ставший в 1859 году Константиновским военным училищем. С его приездом в храме появились еще две иконы, исполненные академиком живописи Н.А. Лавровым.

Константиновцы внесли новую традицию почитания своих героев — воспитанников Дворянского полка, – погибших на поле битвы за Веру, Царя и Отечество. Имена павших высекались на черных досках, которые затем размещались на стенах училищной церкви. К 1907 году их количество достигло 121. Эта традиция существовала до 1917 года.

Столетний юбилей Храма Воскресения Словущего.

К столетнему юбилею Константиновского училища храм Воскресения Словущего отремонтировали, часть ветхих икон в иконостасе заменили новыми образами, а на окнах написали фигуры святых Николая Чудотворца, митрополита Алексия, Сергия Радонежского, Василия и Мануила.

Подобное изображение на стекле уже было известно петербуржцам. Так, в 1841―1843 годах по рисунку Генриха Марии фон Гессе «Воскресение Христово» оформили оконный проем главного алтаря Исаакиевского собора.

Среди новых святынь, появившихся в церкви Воскресения Словущего, необходимо отметить иконы–картины художника Алексея Егоровича Егорова «Воскресение Иисуса Христа», «Вознесение Господне» и «Сошествие Святого Духа на апостолов», исполненные в духе классицистической живописи, и икону Пресвятой Богородицы в местном ряду иконостаса.

Ее иконография соответствовала алтарному образу, написанному В.М. Васнецовым во Владимирском соборе в Киеве (1885―1896): Божия Матерь торжественно шествует по облакам и несет в мир своего Сына, который обеими руками благословляет каждого входящего в храм.

С 12 по 17 марта 1907 года Константиновское артиллерийское училище как преемник Дворянского полка, Константиновского кадетского корпуса, Константиновского военного и Второго Константиновского военного училищ отмечало столетний юбилей со дня основания. Празднество сопровождалось особыми торжествами, как светскими, так и церковными, парадами и концертами.

12 марта была совершена заупокойная литургия и отслужена панихида в Петропавловском соборе у гробницы императора Александра I в память об участии Дворянского полка в церемонии перенесения из Таганрога тела государя и последующего его погребения в Петербурге 6 марта 1826 года. В училищном храме в этот день служили всенощную.

14 марта в Царском Селе состоялся церковный парад в присутствии императора Николая II, императрицы Александры Федоровны, наследника цесаревича Алексея и великих княжон и других членов царской фамилии.

15 марта митрополит Антоний совершил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста и благодарственное молебствие с многолетиями в церкви Константиновского училища. По окончанию богослужения все участники празднеств перешли в Большой зал, куда из церкви были доставлены первая и последняя черные доски.

Здесь пред ними совершили краткую литию, а по её окончании юнкера исполнили традиционную песнь Дворянского полка, сочиненную неизвестным автором на день освящения первых пятидесяти черных досок 14 марта 1840 года. Под всеобщее пение «Святый Боже» доски вернули на прежнее место. Эта торжественная и одновременно печальная церемония имела важное воспитательное значение для юнкеров — потомков и преемников павших героев.

Сохранилось описание храма Воскресения Словущего в дни юбилейных торжеств: «Еще прежде, чем войти в церковь, ваш глаз в притворе останавливается на чудном уголке, одном из лучших по уютности из всего огромного здания.

Здесь поставлены бюсты: Императора Александра II, сооруженный усердием всех чинов 2-го военного Константиновского училища, состава 1879/82 года с надписью: “Якоже возвеличися душа Помазанных во очию Твоею, тако возвеличишися Ты пред Господом» и с образом Спасителя в терновом венце наверху, и императора Александра III с надписью “Александру III. Константиновцы-Артиллеристы. Память о Тебе навсегда в сердцах наших” и с образом св. Александра Невского. Перед образами всегда теплятся лампады.

Сама церковь — небольшая, чрезвычайно изящная со стильными колоннами; на стенах, на черныя траурныя доски записаны имена убитых и умерших от ран “Дворян” и “Константиновцев”».

Последующие юбилейные празднества в Константиновском училище сопровождались концертами, балами и торжественными обедами.

7 февраля 1910 года училищный храм Воскресения Словущего отмечал свою столетнюю годовщину. Для совершения торжественной литургии и благодарственного молебна в училище приехал митрополит Петербургский Антоний (Вадковский).

Владыка обратился к встречавшим его начальнику генерал–лейтенанту А.А. Атабекову и юнкерам следующими словами: «Столетняя история храма Божия в учебном заведении есть высшее проявление верою просвещенного духа живших и живущих в нем, учивших и учившихся.
Созданный из праха земного человек стал душою живою только тогда, когда Господь Бог дунул в лице его дыхание жизни, даровал ему душу разумную, бессмертную и богоподобную. И всякое учебное и воспитательное учреждение становится живым носителем зиждительных начал божественной жизни, когда созидается в нем храм Божий, где воспитывающиеся и учащиеся со всеми начальниками и Божеством.
Настоящее учебное заведение счастливо тем, что в нем с самого начала его существования устроен этот прекрасный святой храм».

В 1912 году в церкви установили раку, выполненную в стиле ампир мастером Панкратовым. В ней хранили плащаницу.
До революционных событий 1917 года храм Воскресения Словущего считался одним из самых красивых среди церквей Санкт–Петербурга, исполненных в стиле ампир. Но, к сожалению, после октябрьского переворота его судьба сложилась трагически.

Закрытие Храма Воскресения Словущего.

В ноябре 1917 года Константиновское артиллерийское училище перестало существовать. На его месте в марте 1918 года были открыты Вторые советские артиллерийские курсы. В этом же году был издан декрет об отделении Церкви от государства, который повлек за собой ликвидацию храмов в учебных заведениях.

Храм Воскресения Словущего,КРАК, Санкт-Петербург, Москвовский проспект, д. 17 Церковь Воскресения Словущего закрыли. С ее купола сняли крест, а все находящиеся в ней святыни похитили. До сих пор их местонахождение неизвестно.

Последним настоятелем училищного храма был протоиерей Владимир (Афанасьев).

Долгое время церковь пустовала. С открытием в здании бывшего Константиновского училища Ленинградского высшего артиллерийского командного училища (ЛВАКУ) в 1968 году в ее помещении разместился музей истории и боевой славы.

В новый ХХI век храм вступал в плачевном состоянии. Кровля купола обветшала, крест отсутствовал. Внутри на сводах и стенах виднелись обширные следы протечек. В церкви не было ничего, что бы указывало на ее истинное предназначение.

Иконостас, большая часть художественной росписи и лепного декора были утрачены.


Восстановление Храма Воскресения Словущего.


Но храм не погиб. В 1993 году на базе ЛВАКУ был образован кадетский ракетно–артиллерийский корпус, а спустя несколько лет началось возрождение православной церкви. Как и её предшественница, воздвигнутая императором Константином на Голгофе церковь Воскресения Словущего, или Обновления Иерусалимского храма, «воскресала» и обновлялась постепенно.

Решение о возрождении храма было принято начальником кадетского корпуса, полковником Евгением Михайловичем Ермоловым, вскоре после его вступления должность осенью 2001 года.

Чтобы начать восстанавливать храм, было необходимо перевести музей в другие помещения, располагавшиеся рядом с библиотекой. К тому времени помещения также нуждались в реконструкции и ремонте. В течение 2002 года там производились работы. По их окончании, при активном содействии и помощи генерала-лейтенанта артиллерии, ветерана Великой Отечественной войны, Алексея Митрофановича Сапожникова музей был сформирован и оборудован, а все экспонаты обрели свое постоянное место.

Исторические поиски.

Храм Воскресения Словущего-архивные фото После этого начался длинный путь по возрождению храма. Трудности заключались в отсутствии исторических сведений о церкви, ее былом убранстве и святынях. Загадочным казалось даже само название «Воскресение Словущего или Обновление Иерусалимского храма».
Сложившуюся ситуацию прояснила заведующая архивом Санкт-Петербургской епархии Ольга Ходаковская, которая на основе имеющих в архиве документов составила историческую справку и предоставила фотографии интерьера церкви начала ХХ в.

Это открытие стало большой радостью, потому что оно давало возможность определить направление по воссозданию храма. Полковник Е.М. Ермолов желал не только возобновить деятельность церкви, но, понимая её художественную ценность как памятника культуры, восстановить былое великолепие.

По его указанию подполковник Андрей Олегович Вертий контролировал ход работ и сбор архивных документов, раскрывающих судьбу училищного храма, и организовывал взаимодействие командования училища со строительно-ремонтными организациями и ГИОП.

Храм Воскресения Словущего — отзывы кадетов.

Проявленные им усердие и старания во многом способствовали ускоренному решению многих вопросов и проблем.
Моральную поддержку оказали кадеты, которые единодушно высказались за открытие церкви. В своих сочинениях они писали:
«…Нам нужен храм. Каждый имеет право поговорить с Богом, очистить душу…
…Мне вера нужна, потому что она помогает жить. Храм нужен…
…В храме я могу исповедаться в своих грехах. Храм – это место, где можно попросить Бога о помощи в любом деле. Мне нужен храм…
…Вера поднимает боевой дух. Мне нужен храм, так как я верующий человек. Все великие воины были верующими.
…Воину, как никому другому, нужна церковь, особенно во время боевых действий. Исполняя свой воинский долг, люди накапливают грехи. Им надо поделиться о наболевшем с кем-нибудь. Церковь всегда готова помочь всем без исключения.
…Посетив церковь, воин чувствует себя увереннее, так как понимает, что на защиту Родины его благословил Бог. От этого он становится еще храбрее в бою.
…Храм для военных обязательно нужен. Я испытываю необходимость ходить в храм, ставить свечки за родных и друзей. Если, не дай Бог, начнется война, я буду ходить с верой в храм, чтобы кто-нибудь из святых оберегал меня в трудные минуты. Я буду молиться.
… Я думаю, что храм нужен кадетскому корпусу. Он должен стать его неотъемлемой частью.
…Вера дает духовную поддержку кадетам. Ничто не поддержит и не вдохновит солдат перед боем, как вера в Бога.
…Военный должен верить в Бога. Во все времена перед боем молились. Храм нужен кадетскому корпусу. В корпусе учатся верующие в Бога кадеты.
…Наш храм должен стать гордостью кадетского корпуса.
Я – за возрождение храма в кадетском корпусе. Традиции офицеров не должны быть забыты. Офицер должен быть верующим. Во все времена вера давала боевой дух войску.
Храм нужен! Кадетам необходимо просвещение!
…Человеку нужен храм, а военному – особенно. Когда пропадает всякая надежда, остается вера в Бога. Я очень хочу, чтобы храм восстановили.
Если не будет веры, то в душе не останется ничего святого. Храм нужен!
Религия сплачивает народ. Наша страна сильна за счет веры. Пока российский народ будет верить в Бога, он будет един и непобедим. Поэтому я считаю, что кадетам нужен храм.
…Просто необходимо как можно скорее открыть наш храм!
Наш кадетский корпус похож на маленький город, а в каждом городе есть храм. Если вдруг в семье что-то случится, а домой не отпустят, то можно поставить свечку, и все обойдется.
…Мы хотим молиться за Родину, за своих родителей, родственников и даже за учебу.
…Русские войска отличаются от воинов других стран умением веровать в Бога.
Мы, как будущие военные, должны воспитывать в себе веру. Храм очень нужен нашему корпусу.
…Православие — основа нашей культуры. Мы не должны забывать о нем. Военным нужен храм для поддержания боевого духа. В Древней Руси Церковь и Армия были тесно связаны друг с другом».
Слова кадет привлекли к себе внимание. Люди захотели помочь поскорее возродить храм. Начиная с 2004 года, восстановительные работы производились систематически.

Помощь фонда в восстановлении Храма.

Ведущая роль в возрождении храма принадлежит Фонду содействия кадетским корпусам имени Алексея Йордана в лице Бориса Йордана, Марии Александровны Йордан, супруги учредителя, вице-президента Нью–Йоркского объединения российских кадет за рубежом и инициатора создания Фонда, Екатерины Шидловской, председателя ревизионной комиссии ФСКК им. А. Йордана, впоследствии, члена попечительского совета кадетского корпуса.

Оказанная ими помощь стала первым шагом по дороге к воссозданию храма. Именно Фонд содействия кадетским корпусам имени А. Йордана выделил значительный средства на изготовления креста и ремонт купола, который имел сильные повреждения.

Мария Александровна Йордан проявила искреннее попечение о Храме Воскресения Словущего. Проживая в Нью-Йорке, она неоднократно посещала храм, вникая во все трудности его реставрации.

В середине 2005 года командование ракетными войсками и артиллерией Вооруженных Сил Российской Федерации, Санкт–Петербургская Епархии Русской Православной Церкви и Фонд содействия кадетским корпусам имени Алексея Йордана подписали протокол:

«О совместных мероприятиях в интересах духовного и патриотического воспитания военной молодёжи России, сохранения российских военно-патриотических традиций и памятников отечественной истории».

В этом документе его участники заявили о своей готовности содействовать восстановлению исторической православной церкви на территории Санкт–Петербургского кадетского ракетно–артиллерийского корпуса к 200–летнему юбилею Дворянского полка (2007 г.), а митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир включил ее в свое благочиние.

Храм Воскресения Словущего — учреждение прихода.

По благословению владыки Владимира при храме Воскресения Словущего был учрежден приход и приходской совет, председателем и почетным ктитром которого был избран полковник Е.М. Ермолов.

Впоследствии, Его Высокопреосвященство, митрополит Владимир не оставлял без своего попечения храм в кадетском корпусе и продолжал заботиться о расширении и процветании его прихода.

По благословению владыки Владимира в соседствующем с кадетским корпусом Балтийском Государственном Техническом университете (Военмехе) имени Д. Ф. Устинова началось восстановление храма во имя святителя Николая, приписанного к церкви Воскресения Словущего. Духовно-просветительское окормление преподавателей и студентов Военмеха митрополит поручил причту кадетской церкви.

14 сентября 2009 г. Высокопреосвященнейший митрополит Владимир благословил причт храма Воскресения Словущего на совершение богослужений в часовне Воздвижения Креста Господня и святой царицы Елены при Северо-Западном окружном медицинском центре.

Воздвижение Креста на купол.

23 апреля 2005 года на плацу кадетского корпуса в присутствии командования, офицерского, гражданского и преподавательского состава и кадет иерей Константин Пархоменко, священник собора Свято–Троицкого Измайловского собора, совершил чин освящения креста, после чего его водрузили на купол церкви Воскресения Словущего.

Новый крест, повторяющий размерами и формой исторический оригинал, был изготовлен из дуба, но для лучшей сохранности в условиях петербургского климата облицован медью и позолочен.

Храм Воскресения Словущего — реставрация.

Еще полтора года понадобилось, чтобы восстановить иконостас и роспись. Большой радостью стало обнаружение фрагментов росписи орнаментов при расчистке парусов. Они дали возможность максимально точно воссоздать оставшийся декор подкупольного пространства.

Заботу о живописном убранстве храма взял на себя заслуженный художник России, профессор Академии художеств, Александр Константинович Крылов. С 2002 года под бдительным руководством профессора трудились его ученики.

Одним из первых к исполнению подготовительных эскизов приступил Владимир Фоминов, тогда студент второго курса Академии художеств. Под непосредственным контролем профессора, выпускник Академии, Евгений Емельянов написал эскиз купола, а Иван Александров разработал эскиз росписи барабана. Картон с изображением Господа Иисуса Христа, диаметром 3,5 м, исполнил лично А.К. Крылов.

Свою работу профессор выполнял безвозмездно, следуя древней традиции русских иконописцев, писавших святые образа во славу Божию. Он проводил на строительных лесах дни и ночи. Его кисти принадлежит образ Христа Вседержителя в куполе и фигуры апостолов в барабане.

Вместе с ним Владимир Фоминов выполнял альфрейные работы в барабане и сюжетные композиции в простенках окон и под ними, а кессоны в куполе писали Евгений Емельянов, Иван Александров, Андрей Козлов, Михаил Моляков и сын профессора Г. Крылов.

Истинно русский дух и высокие нравственные качества характера, незаурядное мастерство, тонкое понимание специфики религиозного искусства и огромный художественный опыт, позволили А.К. Крылову выполнить колоссальную работу быстро и качественно. Сам профессор остался благодарен полковнику Е.М. Ермолову, который, по его словам, создавал все условия для плодотворной работы художников.

Первый праздничный молебен.

Первый праздничный молебен в память о начале контрнаступления русских войск в битве под Москвой состоялся 7 декабря 2006 года. Его совершил настоятель Приозерского подворья Валаамского монастыря игумен Фотий.

14 марта 2007 года архимандрит Сергий (Стуров), Благочинный Адмиралтейского округа, совершил праздничное богослужение в честь двухсотлетнего юбилея Дворянского полка. По его окончании состоялось освящение храма.

В нем приняли участие настоятель Свято–Троицкого Измайловского собора протоиерей Геннадий Бартов, настоятель Николо-Богоявленского собора, протоиерей Богдан Сойко, настоятель Приозерского подворья Валаамского монастыря игумен Фотий, иерей Федор Кузнецов, иерей Александр Берташ.

К этому дню в церковь Воскресения Словущего из Иерусалима доставили святыни: частицы Гроба Господня, Животворящего Креста Господня и частицу мощей святых Вифлеемских младенцев, которые в ходе молебна протоиерей Геннадий Бартов торжественно вручил начальнику кадетского корпуса полковнику Е.М. Ермолову.

Присутствовавшие на богослужении гости преподнесли полковнику Е.М. Ермолову подарки. Начальник ракетных войск и артиллерии Сухопутных войск генерал–полковник В.Н. Зарицкий подарил икону «Чудо Георгия о змии», директор Калининградского Великого Князя Александра Невского кадетского корпуса В.Н.Соломин ― образ Святого Александра Невского в схиме, председатель Георгиевского союза В.П. Браун ― икону Святого Георгия Победоносца, директор кадетских классов в г. Слоним (Белоруссия) В.Н. Пенза — Жировическую икону Богородицы, президент фирмы «Вапа» Б.Б. Сергуненков — извод святителя Игнатия Брянчанинова с частицей мощей из Толгского монастыря.

В благодарственной речи начальник корпуса полковник Е.М. Ермолов отметил: «Мы рассматриваем возобновление работы храма как возможность развития духовной культуры наших кадет и очень рады, что нам удалось приурочить его открытие к празднованию юбилея».

Храм Воскресения Словущего — святыни.

С 2007 по 2009 год Храм Воскресения Словущего обогатился новыми святынями. Помимо преподнесенных в праздник 200–летия Дворянского полка святых даров из Иерусалима, в ней появилась икона апостола Андрея Первозванного и частицы мощей святых Киево–Печерской лавры.

Образ святого апостола Андрея написал греческий иконописец монах Евфросин из Андреевского скита Афонского монастыря, в память принесения мощей святого в Россию в 2003 году. Икона была освящена на мощах апостола Андрея, которые хранятся на Афоне. 11 декабря 2007 года её доставили в Петербург в качестве подарка для церкви Воскресения Словущего, где сразу после её прибытия был отслужен праздничный молебен.

30 июля 2008 года в храм кадетского корпуса прибыли частицы мощей подвижников Свято–Успенской Киево–Печерской Лавры. Их передали по благословению Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины, в дни празднования 1020–летия Крещения Руси.

По этому случаю в церкви Воскресения Словущего состоялась Божественная литургия, которую возглавили секретарь Санкт–Петербургского епархиального управления игумен Мстислав (Дячин) и ключарь собора Владимирской иконы Божией Матери протоиерей Владимир Фоменко.

Им сослужили благочинный храмов вузов Санкт–Петербурга, настоятель церкви святых апостолов Петра и Павла протоиерей Петр Мухин, иерей Александр Берташ и клирик Георгиевского храма в Купчино иерей Артемий Пиянзов.

Затем на плацу кадетского корпуса в присутствии офицеров, преподавателей и кадет был отслужен благодарственный молебен, после которого частицы мощей перенесли крестным ходом в храм. Сейчас они находятся в деревянном резном ковчеге, установленном рядом с аналоем, и все верующие могут поклониться святыням.

В своей приветственной речи протоиерей Владимир Фоменко напомнил присутствовавшим, что «слово “мощи” переводится на русский язык как сила, ибо в этих останках и скрыта духовная сила». Он подчеркнул важность того, «чтобы курсанты кадетского корпуса, приобретая здесь физическую силу, также мужали духовно и знали, что, проливая кровь в бою, воины защищают не только нашу Родину, но и правду Божию».

Еще одна святыня была подарена в храм Воскресения Словущего в четь престольного праздника 26 сентября 2009 года. Икону благоверного князя Димитрия Донского со сценами Куликовского сражения и образом Преподобного Сергия Радонежского, благословляющего русских ратников, преподнесла настоятельница монастыря Константина и Елены игуменья Иллариона.

Храм Воскресения Словущего живет и развивается.

С 1 сентября 2007 года каждое воскресение и в праздники в ней совершается Божественная литургия. Богослужения проводили в Храме настоятель иерей Александр Берташ, впоследствии настоятелем стал архимандрит Иероним (Тестин).

После не длительного служения кадетский артиллерийский корпус, был закрыт на длительный много годовой капитальный ремонт. Поскольку многие помещения в коппусе имели аварийное состояние и было принято решение делать капремонт.


Новая страница в истории Храма Воскресения Словущего.


Установка Креста Храм Воскресения Словущего После капитального ремонта кадетского корпуса в 2017 году, Храм Воскресения Словущего возобновил свою работу. Новый военный городок Санкт-Петербургского Суворовского военного училища торжественно открылся 11 ноября в Северной столице на Московском проспекте, 17. Ранее по этому адресу располагался Кадетский ракетно-артиллерийский корпус. В новом военном городке теперь обучаются и проживают более 500 суворовцев. Это новая страничка истории Храма Воскресения Слоувущего.

Любой человек может посещать Храм Воскресения Словущего, однако поскольку это военное заведение, то существует контрольно пропускной пункт. Поэтому, надо заранее согласовать ваше посещение с руководством кадетского корпуса. В принципе нечего сложного нет. вам надо оставить свои данные сегодняшнему настоятелю храма иерею Василию. Контакты можно найти, группа вконтакте Здесь